Социальные проблемы семьи: неполные семьи

Социальные проблемы семьи: неполные семьи

Примерно до середины XIX века семья рассматривалась как изначально моногамная ячейка общества. Идеологи феодализма считали неотъемлемым качеством семьи патриархальность. Буржуазные философы видели «естественную» связь между семьей и собственностью. Гегель писал: « Семья в качестве лица имеет свою внешнюю реальность в некоторой собственности; в собственности она обладает наличным бытием своей субстанциальной личности лишь как в некотором имуществе.» 1 .

Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин объясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах семьи как социального института и малой группы.

По данным Росстат в 2009 г. 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек 2 .

Целью данной работы является определение путей решения проблемы неполной семьи в социальной работе. Так же здесь выявляются несколько задач: изучить проблемы неполных семей в современном обществе; сравнить проблемы неполных семей в РФ и другими странами на Западе и Востоке; дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи.

Изучение проблемы неполных семей в РФ

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности изменялись в зависимости от характера производства в данном обществе и культурных традиций данного общества.

Резко возрос интерес к проблемам семьи в конце XX века. Это связано с происходящими кардинальными изменениями в экономической и социокультурной сфере жизни общества, которые оказывают огромное влияние на жизнедеятельность человека : на его положение на работе, в быту, в семье.

Во время индустриальной революции семьи испытали стресс от перемен: внутри каждой такой семьи столкновение между традиционными устоями и прогрессом выражалось в форме конфликтов, падения патриархальных авторитетов, изменений в отношениях между детьми и родителями, в новых понятиях о собственности. С развитием технического прогресса семья утратила возможность работать вместе как производственная ячейка. Постепенно и болезненно структура семьи начала меняться. Так называемая малая (нуклеарная) семья, состоящая из отца, матери и нескольких детей, стала стандартной, социально признанной «современной» моделью во всех индустриальных обществах.

Начиная с XX века, прежняя нуклеарная семья, характерная для индустриального общества, оказывается в кризисном положении. Ослабляются внутрисемейные и распространяются внебрачные связи, возрастает количество неполных семей, при общем уменьшении рождаемости увеличивается число детей, рожденных вне брака. В 1997 г. В России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 1998 г. – 26,95%, 1999 г. – 27,93% 3 .

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно- брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Также воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Неполная семья не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и функций. И вот процесс этой социализации, то есть вхождения ребенка из неполной семьи в социальную среду, усложняется и деформируется.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, при отсутствии отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях.

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формирует личность ребенка.

Читать статью  Можно ли предупредить семейное неблагополучие

Фактором, влияющим на структуру семейного общения, может оказаться и то, что один из родителей в силу определенных причин (частые командировки, длительное отсутствие в семье или просто нежелание заниматься воспитанием ребенка и др.) как бы самоустраняется от процесса воспитания, а, следовательно, и общения с ним. В настоящее время у нас наряду с открытой безотцовщиной существует скрытая безотцовщина, которая выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье, не принимают участия в воспитании детей. Скрытая безотцовщина снижает эффективность семейного воспитания.

Взаимоотношения родителей с детьми влияют на характер и содержание общения, в то же время общение корректирует отношения, развивает и обогащает их. Характер семейного общения и стиль отношений, как правило, проявляется во взаимодействии членов семьи. Если эти отношения эмоционально положительны, то семейное общение конструктивно, притягательно, приносит взаимное удовлетворение; если же отношения конфликтны, эмоционально отрицательны, то и семейное общение принимает негативный оттенок. Вместе с тем в общении заложен довольно большой воспитательный потенциал, который может сыграть важную роль в изменении, как характера внутрисемейных отношений, так и стиля взаимодействия в семье, потому что оно направлено не только на сознание людей, на оценку их поступков и поведения 4 .

В неполных семьях дети по-разному реагируют на отсутствие одного или другого родителя, мальчики более уязвимы, чем девочки. В семьях без отца возникает масса социальных проблем. Иногда в неполных семьях, где материальные условия низкие, родители ведут аморальный противоправный образ жизни, где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии. Они становятся жертвами насилия, как со стороны родителя, так и других граждан того же социального строя.

Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том, что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания.

Сравнительный анализ проблем неполных семей в РФ и странах Запада и Востока

Социально-экономический кризис в обществе не мог не отразиться на семье. Нестабильность экономического положения в семье, задержки выплат заработной платы и другие трудности создают напряженную психоэмоциональную атмосферу. Те семьи, которые не могут справиться с конфликтами, в которых слабы созидательные процессы, распадаются.

Рост разводов опережает число вновь образуемых семей. Даже по сравнению с 2000 г. число разводов увеличилось на 29,8 %, в то время как число браков — только на 17 %. Период реформ в России неблагоприятно сказался на развитии семейно-брачных отношений. Если в 1990 г. на 1000 браков пришлось 487 разводов, то в 2000 г. – 748, а в 2001 г. – уже 830.

Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей в России. Так, в 1979 г. доля неполных семей составляла 14,7%; в1989 г. их стало уже 15,1%. Микроперепись 1994 г. выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных 5 .

Развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Однако, Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место (после США) в мире по этому показателю, существенно опережая другие державы 6 .

Проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель – помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке.

Тенденция роста численности неполных семей наблюдается и в других странах. Так, по данным сборника «Single Mothers in an International Context” (1997 г.) с конца 1970-х годов количество неполных семей во Франции увеличилось более, чем на 50 %. В Японии в 1997 г. 17 % всех семей составляют семьи, возглавляемые матерями- одиночками. В Германии за последние 20 лет число родителей –одиночек увеличилось вдвое. В Греции число незамужних матерей увеличилось на 29,8 %. По данным Европейского Союза, в 1997 г. число детей, рожденных вне брака, достигло 3, 3 %, тогда как в 1980 г. их число составляло лишь 1,1 %. В 2000 г. в Великобритании количество неполных семей впервые превысило 25 %, что свидетельствует о большом увеличении числа матерей, никогда не бывших замужем и числа разводов за последние 30 лет («Таймс”, Лондон, 2 марта 2000 г). По данным Австралийского статистического бюро примерно каждый четвертый ребенок живет лишь с одним из своих родителей. В США, по данным переписи населения, в период с 1970 по 2000 г.г. число матерей- одиночек увеличилось с 3 млн до 10 млн, а отцов-одиночек – с 393 тысяч до 2 млн. 7

Читать статью  РП по ОФГ 5-7 классрабочая программа (5, 6, 7 класс)

Некоторые исследователи ставят вопрос острее: «Надо ли координировать жизнь семьи на государственном уровне? Не будет ли такое вмешательство излишним и даже опасным?» В некоторой степени подтверждением этого опасения являются демографические проблемы современного Китая, который четверть века назад начал формировать свою семейную политику под лозунгом «Одна семья — один ребенок».

Тем не менее, без поддержки государства социальный институт семьи в его традиционной форме сохранить не удастся, а полноценной замены общество пока не нашло. Поэтому понятен интерес к семейной политике, особенно в Европе, где с ослаблением семьи связывают усугубление многих социальных проблем, в том числе ухудшение демографической ситуации.

В европейском сообществе, основной целью которого провозглашено устойчивое развитие, трансформация семьи происходит поступательно или почти поступательно. Но в Европе трудно найти государство, которое за последние сто лет не испытало бы каких-либо кризисных явлений. И это нашло свое отражение в отношениях между семьей и государством, во внутреннем развитии семьи, в изменении ее социальной значимости. Поэтому так часто в последнее время стали говорить и писать о кризисе европейской семьи.

На Востоке неполных семей практически нет, т.к. все жители Востока верующие и считают, что Ислам Мухаммед (Магомет), арабский религиозный, государственный и политический деятель, в своих проповедях значительное место отводил семейно — брачным отношениям. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж должен был одинаково содержать их. Женщины были включены в категорию наследников, им выделялась половина доли мужчины-наследника. Обязанности по содержанию жены и детей возлагались на мужа. Жена могла раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно заключать торговые и финансовые сделки.

Не одобряются мужчины и женщины, отрекающиеся от брачной жизни. Характерно стремление максимально упростить процедуру заключения брачного договора. Для признания брака действительным достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов в присутствии двух свидетелей. Главное, чтобы эта процедура не была тайной и скрытой, а проходила открыто и гласно в деревне, квартале, доме.

Если семейная жизнь не сложилась, мужчина должен дать развод жене, а жена может выкупить себя у своего мужа. Богатство и могущественность мужчины предполагали и большое число иждивенцев.

Элементы женского затворничества в исламе – это ритуальные покрывала, особая застройка поселений. Затворничество объясняется необходимостью оградить мужчину и женщину от аморальных связей, предотвратить половую распущенность. 8

Статус современной восточной женщины во многом определяется экономическим положением отца, мужа или сына. Женщина ориентирована на выполнение семейных обязанностей: ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, уход за престарелыми родственниками. Число детей в мусульманской семье традиционно сравнительно высокое. Модернизированный ислам заинтересован удерживать под своим влиянием как можно больше женщин. Поэтому происходит пересмотр отношения к женщине в направлении желательности ее участия в общественной и экономической жизни, получения образования, включая высшее, и т. п. 9

Отличительной чертой современного общества является сосуществование и взаимовлияние различных философских, религиозных, политических систем. Нормы и правила, действующие в одной культуре, уже не могут восприниматься как абсолютные. Принцип толерантности по отношению к другим взглядам, ценностям, верованиям справедлив и в случае моделей семьи, обладающих как сходством, так и отличиями у разных народов.

Давая оценку семейной политики в той или иной стране, необходимо проанализировать различные критерии, в первую очередь, ее социальную значимость, программы и цели. В идеале необходимо изучение всех этих, а также многих других составляющих.

Возможные пути решения данной проблемы

Проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. 10 На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель – помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке.

Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи). 11

Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.

Предусмотрена еще одна важная форма помощи одиноким матерям: одинокая мать может поместить ребенка в детское учреждение на воспитание, и имеет право забрать его оттуда.

Но нельзя рассматривать только материальную сторону выхода из этой ситуации. Прежде всего, надо задуматься, почему же так происходит? Можно ли возродить нуклеарную семью? Ответ на вопрос кроется в самом обществе.

Д. Попеное, чтобы возродить нуклеарную семью, предлагает восстановить культурное значение добровольной пожизненной моногамии. Вот более эффективные меры: 12

    1. Обуздать сексуальную революцию. Он предлагает действовать в трех направлениях:
    • Сексуальное воздержание, по крайней мере, до окончания школы.
      • Поощрение сексуальной сдержанности до замужества.
      • Управление организованной индустрией развлечений. Ответственность за идеи, которые внедряются в массовую культуру, должна быть большей.
        1. Содействовать браку:
        • Разъяснять эмоциональные, экономические и медицинские преимущества пожизненной моногамии.
        • Просвещать население в отношении природы современного брака. Разъяснить, что он не сводится лишь к нахождению идеального спутника, жизнь с которым наполнена страстью и романтикой. Брак – это длительная дружба между мужчиной и женщиной, которая требует не только постоянных усилий и забот, но и строгих моральных обязательств перед обществом, а также коммуникативных навыков.
        • Предавать позору и стыду супружеские пары, имеющие детей, но разводящиеся без объективных на то оснований, а также тех, кто заводит детей вне брака. Позор — один из самых действенных рычагов социального контроля. (Выделив этот пункт у Попеное, сразу вспоминается П. Бергер, который говорил, что убеждения, насмешки, презрение, т.е. моральные средства, средства общественного мнения действуют намного сильнее на человека, чем какие-либо другие механизмы социального контроля).
        • Широко обнародовать данные исследований о том, насколько пагубно влияют на детей распавшиеся браки.

        3) Усилить внимание культуры к детям:

        • Все родители желают добра своим детям. Большинство взрослых людей стремятся дать им все самое лучшее. Мы не можем позволить, чтобы проверенные веками культурные традиции и приоритет в деле рождения детей все меньше зависел от нашей воли (что мы сейчас и видим). Задача осложняется еще тем, что сегодня менее одной трети семейных пар имеют детей, тогда как в прошлые века эта цифра превышала три четверти. Следует подумать и о завтрашнем дне, ведь дети – наше будущее.

        Но все-таки на мой взгляд не следует забывать, что лучшая борьба с проблемой – это ее профилактика. Система профилактики по сокращению численности неполных семей должна включать в себя:

          1. Меры, предупреждающие негативные тенденции в сфере устойчивости семьи;
          2. Меры, нейтрализующие влияние «факторов риска» на стабильность семейных отношений;
          3. Меры, устраняющие подобные отрицательные воздействия;
          4. Контроль над проведенной работой и ее результатами.

        Я считаю, что основной объем этих мер должен проводиться на базе средних, средних специальных и высших учебных заведений, чтобы предупредить последствия возникновения неполных семей на раннем этапе их возникновения.

        Анализируя проведенную работу, я пришла к неутешительным выводам.

        В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. На смену родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. Сегодняшняя семья не обладает стопроцентной устойчивостью. Наука ориентирует общество на то, чтобы принимать и понимать разные стили жизни. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя, но можно способствовать увеличению нуклеарных семей и тем самым сокращать численность неполных. Здесь я присоединилась к мерам по увеличению численности нуклеарных семей, предлагаемых Д. Попеное 13 .

        Если мы рассмотрим ситуацию развода, которая является самым распространенным фактором появления неполных семей, то увидим, что большинство детей из распавшихся семей ни эмоционально, ни психологически, ни умственно не отличаются от своих сверстников из семей с обоими родителями, так что «неполная семья» и «неблагополучная семья» — не синонимы.

        Неполные семьи – это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи.

        Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями.

        Список использованной литературы

        1. Бруй Б.П., Курилина Е.В., Варшавская Н.Е., Чумарина В.Ж. О развитии демографических процессов в РФ в 2008 году // Вопросы статистики. 2009. №10. С.35
        2. Гаспарян Ю.А. Семья: на пороге XXI века// Философия и общество – 2007. — №5. — С. 51-53
        3. Дармодехин СВ. Семья и государство //Педагогика. — 2002. — №1. — С. 12 — 16.
        4. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования — 2001 — №11. — С. 36-38
        5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования// Социс. – 2010. — №5 – С. 53-55
        6. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации общества // Социс. – 2003. — №7. — С. 95-96
        7. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений// Дис. доктора философских наук. С.-Петербург. – 2009. — [URL] www.izh.ru/izh/info/i25944. html.
        8. Попеное Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе?// Вестник Московского Университета (научный журнал).- Серия 18. — 2009. — №3. – С.115-118
        9. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия// Социологические исследования. — 2009. — №2 – С. 108-109
        10. Федеральный закон №223 «Об основах государственной поддержки семьи» — http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_EXP_403253/
        11. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. – 2009. — №3. — С.24-27

        1 Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений// Дис. доктора философских наук. С.-Петербург. – 2009. — [URL] www.izh.ru/izh/info/i25944. html.

        2 Бруй Б.П., Курилина Е.В., Варшавская Н.Е., Чумарина В.Ж. О развитии демографических процессов в РФ в 2008 году // Вопросы статистики. — 2009. — №10. — С.35

        3 Дармодехин СВ. Семья и государство //Педагогика. — 2002. — №1. — С. 12 — 16.

        4 Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования// Социс. – 2010. -№5-С.53-55

        5 Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования. – 2001. — №11 — С. 36-38

        © Библиотека Ирины Эланс

        Библиотека Ирины Эланс, основана как общедоступная библиотека в интернете. Онлайн-библиотеке академических ресурсов от Ирины Эланс доверяют студенты со всей России.

        Библиотека Ирины Эланс

        Полное или частичное копирование материалов разрешается только с указанием активной ссылки на сайт:

        Ирина Эланс открыла библиотеку в 2007 году.

        Источник https://student-files.ru/kursovaya/sotsialnyie-problemyi-semi-nepolnyie-semi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *