Потеря голоса: причины, восстановление, профилактика
Восстановление фонации и артикуляции голоса. Фониатрическое лечение
Качество фонации зависит от характера контакта голосовых связок, т.е. вида так называемой голосовой атаки. Принято различать твёрдую, мягкую и придыхательную атаку, или постановку голоса. Благодаря правильному использованию дыхательной опоры, можно противодействовать образованию как придыхательной, так и твердой постановки голоса. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок во время фонации и сжатию замыкающего глоточного кольца.
Упражнения, заключающиеся в сдавливании щитовидного хряща в области гортанной выпуклости (Адамова яблока) и прекращении сжатия этого хряща при одновременной фонации и использовании дыхательной опоры, оказывают большую помощь при функциональных заболеваниях голосового аппарата.
Упражнения для голоса следует выполнять на гласной «а», так как во время эмиссии этого звука на той же самой высоте экскурсии гортани бывают наименьшими. Такого рода упражнения следует назначать больным, у которых гортань совершенно бесполезно, слишком резко перемещается вверх, вниз, вперёд и назад.
Экскурсии гортани сопровождаются изменениями функции остальных резонаторных полостей, объём которых может увеличиваться или уменьшаться вследствие рефлекторного сокращения соответствующих мышц. Причём даже очень незначительное изменение состояния мышц, каждое отклонение от их нормального тонуса или же от нормальной длительности их сокращения может обусловить возникновение голосовых расстройств. Чем подвижнее голосовой аппарат и чем более точной является функция отдельных его элементов, тем большую ценность имеет голос. Поврежденный голосовой аппарат утрачивает способность функционировать точно и одновременно быстро.
Артикуляция основывается на голосовом звуке, который характеризуется определенной продолжительностью. При отдельных, не объединенных между собой звуках, создаётся впечатление, что речь состоит из несвязанных, обособленных слогов. Для достижения непрерывности артикуляции необходимо выработать двигательную непрерывность во время функции голосового аппарата, т. к. речь является двигательным актом, подчиняющимся тем же законам, которые руководят двигательными функциями всего организма. Темп упражнений сначала должен быть замедленный, позднее упражнения выполняются в нормальном ритме. В последнее время редко применяется способ растягивания звуков во время упражнений. Восстановление фонации и артикуляции заключается в обработке каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты, базируясь на явлениях созвучья и резонанса.
Чтение с губ в зеркале
Ощущение созвучья и резонанса развивается на основании колебаний и чувствительных восприятий. Способ направления голоса в надсвязочные резонаторные полости следует вырабатывать с помощью следующих трёх методов:
1) mormorando, при этом необходимо ощущать вибрацию тонких костей лица и носа;
2) упражнения, заключающегося в постепенном затихании голоса (piano); во время piano голос переходит в головные резонаторы, а чередование forte и piano во время упражнений на гласных способствует тому, что эти звуки становятся громкими, четкими и полнозвучными; 3) упражнения с помощью носовых согласных; м, н; однако, этот метод не может рекомендоваться во всех случаях, так как в результате его применения у больного легко может возникнуть носовой тембр голоса. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда мышцы замыкающего глоточного кольца бывают слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости, вследствие чего воздух проникает в полость носа и артикулированные звуки приобретают носовую окраску (при небных расщелинах, параличах мышц мягкого неба центрального и периферического происхождения, у глухих и т.д.).
Условием образования полноценного и звучного голоса является соединение грудного резонатора с резонаторными полостями надсвязочного пространства. Голос, возникающий па голосовых связках, такой же слабый, как голос музыкального инструмента, лишенного резонаторного ящика.
Ощущение вибрации при помощи колеблющегося камертона, тон которого соответствует высоте артикулированного звука
Во время фониатрического лечения следует стремиться к расширению диапазона голоса до такой степени, чтобы он включал по крайней мере шесть тонов, необходимых для правильной артикуляции. Достигнуть этого можно лишь в результате длительной работы. При малом объеме голоса, который сохранился, например, у глухого от периода лепетания, невозможно выработать правильную артикуляцию.
В процессе восстановления артикуляции следует использовать тактильные ощущения. На слизистой оболочке ротовой полости, губ и глотки находятся участки, отличающиеся специальной чувствительностью, так называемые, чувствительные артикуляционные зоны. Каждому артикулированному звуку соответствует определенный чувствительный пункт в одной из артикуляционных зон. После предварительного изучения артикуляционных областей согласных можно приступить к упражнениям, заключающимся в возбуждении специальной чувствительности в артикуляционных пунктах с помощью навернутой на гортанный зонд ваты, смоченной дестиллированной водой или физиологическим раствором поваренной соли. Легкое касание губ вызывает их смыкание при произношении звука п, при более сильном касании — губы смыкаются для произношения звука б, при котором больной должен также ощущать вибрацию в области гортани, в наивысшем пункте головы и т.д., длительное касание сопровождается произношением звука м, при этом вибрацию можно ощутить в маске, в области тонких костей лица.
Читать статью Комплексы упражнений для женщин: особенности безопасного похудения
При произношении звуков ф и в нижняя губа приближается к верхним резцам; при произношении звуков д, т, н конец языка контактирует с деснами верхних резцов. При согласных с, з, ц возникает углубление вдоль средней линии языка, а конец его приближается к передним зубам. Звук с возникает без участия резонаторов точно так же, как ц, произношение звука с связано с колебанием голосовых связок. Выработку повышенной чувствительности в резонаторной полости следует связывать с ощущением колебаний в резонаторах. При звуках ш, ж, ч средняя часть языка приближается к твердому нёбу, а конец языка находится на некотором расстоянии от верхних передных зубов. Возбуждение специальной чувствительности в артикуляционной области звука не должно производиться одновременно с упражнениями, целью которых является выработка ощущения резонанса в резонаторных полостях.
Обучение произношению гласных при использовании слуха
При произношении щ язык совершенно плоский. Во время упражнений, связанных с произношением этого звука, хорошие результаты даёт возбуждение повышенной чувствительности на всей поверхности языка, вдоль которой проходит голосовая волна.
В третьей артикуляционной зоне при произношении звуков к и г корень языка контактирует с мягким нёбом, в то время как при произношении х корень языка лишь приближается к мягкому нёбу. Во время упражнений, связанных с восстановлением артикуляции звука х достаточно лишь легко касаться места сближения артикуляционных органов, при упражнениях для звуков к и г прикосновение должно быть более сильным. Произношение г, как звонкой согласной связано с участием резонаторов. При низких звуках следует использовать грудной резонатор, при высоких — резонаторы надставной трубы.
Введение в ротовую полость во время фониатрического лечения шпателей, пластмассовых протезов ит.д. удлиняет период лечения, выработка оке специальной чувствительности в артикуляционных зонах значительно его укорачивает.
Во время фониатрического лечения используется компенсация со стороны органа зрения, слуха и жевательного аппарата. Восстановление артикуляции следует начинать от упражнений, связанных с произношением гласных, сначала учат произносить гласные а и о; затем — у и ы; и в конце высокие гласные: э и и. Руководя занятиями, во время которых больные учатся произносить гласные, стремятся расширить диапазон голоса больного вверх и вниз. При сдавливании щитовидного хряща голос понижается на один-два тона, после прекращения давления голос возвращается к исходной высоте. Для правильной артикуляции в польском языке диапазон голоса должен включать семь тонов в объёме первой и второй октавы.
Потеря голоса: причины, восстановление, профилактика
Мы так дорожим пятью чувствами восприятия окружающего мира и, порой, столь беспечны в отношении одного инструмента коммуникации в нем, что потеря голоса нам кажется чем-то нереальным и даже несущественным. Однако, столкнувшись с минимальными проблемами в голосовом аппарате во время сильной простуды, например, мы понимаем, насколько важна его функциональность.
Причины нарушения голоса
Природа возникновения звуков, которые мы именуем голосом, физиологическая, и формируется на внутренней стенке гортани, где мышцы образовывают эластичные перепонки – голосовые складки. Их сокращение во время прохождения потока воздуха на выдохе создает звук, тональность которого определяется степенью этих сокращений.
Индивидуальность голоса обусловлена параметрами гортани и связок каждого человека
В медицинской терминологии существует 2 понятия, определяющих нарушения голоса:
1. Афония – полная потеря голоса
2. Дисфония – нарушение основных параметров голоса: тембра, тональности и силы.
Полная потеря голоса, в свою очередь, характеризуется несколькими типами:
- Истинная афония – диагностируется при патологическом состоянии гортани, нарушении функциональности голосовых складок (неправильном или полном отсутствии сокращений). Причинами могут быть травмы, опухоли различной этиологии, включая гиперплазию щитовидной железы.
- Спастическая – характеризуется спазмированием мышц гортани, которые значительно сужают голосовую щель. Спазмы происходят из-за раздражения слизистой оболочки гортани вследствие химических или термических ожогов. Среди распространенных причин – неправильное питание и крепкий алкоголь.
- Паралитическая – наступает из-за нарушения функции нижнего нерва гортани, который “руководит” сокращениями ее мышц. Причины – хирургическое вмешательство, травмы, инфекции.
- Функциональная афония – как осложнения после ларингита и других заболеваний горла и гортани, а также как результат перенапряжения голосовых складок – крик, громкое пение. Частыми причинами также бывают стресс и переохлаждение.
Частичная потеря голоса, или нарушения его характеристик, или дисфония, разделяется медиками также на 2 категории:
- Функциональные нарушения – временные нарушения параметров звучания – осиплость, охриплость голоса, которые имеют благоприятные предпосылки к полному восстановлению.
- Органические – связаны с физиологическими проблемами гортани и смежных органов, и лечение редко дает полное восстановление.
Читать статью Тренировка спины в тренажерном зале для девушек
Хриплый голос у ребенка, как проявление функционального нарушения, не так распространен, как у взрослых. Гораздо чаще дети страдают осиплостью голоса, что является проявлением спастической дисфонии в результате перенапряжения голосовых складок. Как показывает медицинская практика, ей подвержены дети с гиперактивностью, составляющей которой являются разговоры на повышенных тонах, громкие крики во время игр и детских забав.
Органические нарушения являются проявлением изменений в анатомическом строении гортани вследствие травм, опухолей, ларингита и других болезней этого органа, таких как парезы и паралич гортани. Они определяются как периферические органические нарушения голоса.
Итак, среди основных причин осиплости или охриплости голоса, а то и вовсе временной потери, можно выделить:
- Инфекционные и простудные заболевания верхних дыхательных путей и горла.
- Переохлаждение.
- Перенапряжение связок.
- Травматические и хирургические повреждения.
- Новообразования в горле и гортани.
- Стрессы и неправильное питание.
Функциональным и органическим расстройствам голосовой функции подвержены и взрослые и дети, однако каждая из возрастных категорий отличается своими особенностями, как самих патологий, так и их устранением. Впрочем, существует препарат, способный с первых дней восстанавливать качество голоса, при дисфониях различной этиологии. Это — Гомеовокс, лекарственный препарат, специально разработанный для лечения охриплости, потери голоса, ларингита. Гомеовокс применяется как для лечения, так и для профилактики нарушений голоса, во время значительных голосовых нагрузок.
Осиплость голоса у взрослых и детей
Осиплость голоса относится к функциональным нарушениям работы голосового аппарата, и проявляется в виде приглушенных по силе, тембру и тональности звуков. То есть, “на лицо” – неправильная функциональность голосовых складок, отвечающих за эти параметры. Причинами нарушения их работы могут быть заболевания горла, гортани и дыхательных путей, а также травмы этих органов.
Как у детей, так и у взрослых, голос может “сесть” в результате таких заболеваний:
- ОРВИ
- Ларингит
- Фарингит
- Тонзоллит
- Трахеит
- Бронхит.
Не исключаются и хронические заболевания, например – туберкулез. Все эти болезни характеризуются воспалительными процессами которые прямым или опосредованным образом затрагивают гортань и голосовые складки, нарушая их функциональность.
Ларингит – самая частая причина осиплости голоса у детей
Существует еще целый ряд причин, по которым голосовые связки перестают нормально работать, что отражается в сиплом голосе у взрослых и детей:
- аллергии – острые формы аллергических реакций могут спровоцировать отек горла;
- перенапряжение голосовых складок – в результате длительного либо чрезмерного усилия угнетается мышечная функция;
- новообразования – опухоли различной этиологии, папилломатоз;
- травмы и ожоги – физиологические повреждения связок исключают их нормальное функционирование;
- эндокринные аномалии – под влиянием гормонов функции гортани корректируются, что выражено у подростков или при гормональных нарушениях;
- обезвоживание – из-за пересыхания слизистой голосовые складки теряют необходимую эластичность;
- при мутации голоса в подростковом возрасте может резко увеличиваться длина голосовых складок, что может сопровождаться появлением охриплости и осиплости.
Необходимо помнить, что мутация голоса происходит как у юношей, так и у девушек.
Столь разнообразный список свидетельствует об одном – если осип голос без явных причин, следует обращаться к врачу, особенно, когда речь идет о ребенке.
Функциональный характер осипшего голоса у ребенка или взрослого определяет эту аномалию в разряд симптомов, свидетельствующих о патологии гортани или непосредственно голосовых связок. Поэтому, помимо приглушенного звука голоса присутствуют и другие симптомы:
- горло саднит;
- во рту сухость;
- к сиплости добавляется хрипота в голосе.
Если к осипшему голосу прибавляется повышенная температура, озноб и общая слабость, это явно указывает на инфекционный характер заболевания, с которым необходимо обращаться к врачу.
Для ребенка осиплость голоса отнюдь не характерное явление, особенно в младенчестве, поэтому родители, заметившие такую проблему не должны медлить с обращением к педиатру. Если плач ребенка глухой с самого рождения – на это следует обратить внимание еще в роддоме, поскольку велика вероятность врожденной патологии голосового аппарата. Если у грудничка охрип голос через несколько месяцев, это может говорить об отеке ротоглотки вследствие прорезывания зубиков.
Подростковому периоду свойственны гормональные изменения, а им подвержены и голосовые связки, чем и объясняются смены тембра. Однако все списывать на “ломку” голоса не стоит, поскольку существует много других причин, которые может установить только профессиональный осмотр врача.
Осиплый голос взрослого человека также может быть поводом для тревоги. . Запустив серьезную причину, можно дойти до “точки невозврата” к прежнему голосу, а то и вовсе его потерять. Важно отметить, что стойкая охриплость – один из симптомов злокачественных новообразований гортани. Поэтому этот симптом категорически нельзя игнорировать
Восстановление голоса
Какие бы методы и лекарства при охриплости голоса или его потере не применялись, в этом процессе есть главное и необходимое условие – исключительный голосовой покой. При восстановлении особенно воздерживайтесь от шепота – он чрезвычайно напрягает голосовые связки
Читать статью Аутогенная тренировка
Средств и методов восстановления голоса в современной медицине достаточно, главное – правильный диагноз и точно установленная причина:
- Простуда – чтобы лечить не только простуду, но и эффективно восстановить качество голоса, необходимо пить большое количество жидкости, и с первых дней начать прием препаратов, специально разработанных для лечения охриплости и потери голоса, таких как Гомеовокс. Натуральные компоненты препарата обладают комплексным противовоспалительным и муколитическим действием. Гомеовокс обладает благоприятным профилем безопасности: его могут принимать дети с 6-ти лет, а также беременные и кормящие пациентки.
- Ларингит – медикаментозное и физиотерапевтическое лечение
- Операция – реабилитационный курс под наблюдением фонопеда
- Срыв голоса – полный голосовой покой и смягчающие средства
- Опухоль – хирургическое вмешательство и курс реабилитации
- Психогенные причины – психотерапевтический курс.
Профилактика потери голоса
“Предупредить болезнь легче, чем ее лечить” – и в отношении голоса, это более чем справедливо, поскольку сложность и продолжительность восстановления голосовых функций не идет ни в какое сравнение с простотой профилактики:
- Исключение перенапряжения голосовых складок
- Своевременное лечение респираторных заболеваний и болезней горла
- Здоровое питание
- Исключение переохлаждений
- Наблюдение у ЛОР-врача.
Достаточно следовать этим элементарным рекомендациям, и ваш голос останется молодым до преклонных лет.
Женский голос при аутогенной тренировке
Постановка голоса:
«Чаще всего у пациентов мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани.»
Мохотаева Маргарита — фонопед фониатрического отделения Санкт-Петербургского научно-исследовательского институте уха, горла, носа и речи, кандидат педагогических наук.
Фонопед — педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.
— Постановка голоса — процесс, который для кого-то может быть простым, для кого-то — сложным, это индивидуально.
У кого-то есть природная постановка голоса, и этому человеку совершенно не нужно долго заниматься, достаточно дать направление, и для него все будет просто. А для кого-то это будет уже достаточно сложным и длительным процессом. Чаще всего, когда уже наработаны вредные голосовые привычки, это долго.
— Да, в том числе и эта. Когда мы говорим, гортань зажата, это означает, что она
находится в верхнем напряженном положении. В таком случае и голос звучит зажато. Конечно, от такой привычки нужно избавляться.
— Постановка голоса подразумевает улучшение основных качеств голоса человека, у которого нет патологии гортани. К нам же приходят, как правило, те, кто уже столкнулся с проблемами и у кого с помощью эндоскопической техники мы выявили нарушения в работе голосового аппарата. То есть. задача фонопеда, в таком случае, — сначала исправить недостатки, нормализовать работу гортани и уже только на этой основе можно приступать к развитию основных качеств голоса.
Мы ориентируем своих пациентов где-то на три месяца, но все зависит от патологии. Бывает так, что у пациента серьезная патология, например послеоперационные нарушения голоса или узелки, хронический ларингит. Достаточно длительное время требуется для восстановления голоса.
А бывает, пациенты имеют функциональные расстройства голоса, например снижен тонус голосовых складок. И тогда наши занятия будут не такими продолжительными. Но в среднем мы ориентируем на три месяца занятий. И ежедневно пациенты должны самостоятельно заниматься плюс приходить заниматься амбулаторно со специалистом.
— Голосовой аппарат – это целая группа органов и систем. Это и дыхание, и артикуляция, целая система резонаторов. Работа над голосом предполагает сначала постановку правильного нижне-ребренного (диафрагмального) типа дыхания и работу над артикуляцией. Затем начинается работа над развитием резонаторной системы, усилением резонирования звука, а также работа над мышечно-связочным аппаратом гортани. Только работа над всеми звеньями голосового аппарата может дать максимальный эффект и возможность для максимального раскрытия потенциала вашего голоса.
— Тут можно все проблемы разделить на несколько групп. Это касается произносительной части — например, нарушены орфоэпические нормы, нечеткая дикция.
Это, скорее, не нарушения звукопроизношения, (когда человек неправильно произносит те или иные звуки), а просто нечеткая, невнятная, смазанная артикуляция, где затухают окончания, пропадают части слов. В таком случае только в контексте можно понять, что человек говорит.
Что же касается голоса, то чаще всего, конечно, это напряженная манера подачи голоса, твердая атака звука, когда голос звучит напряженно и резко. Нет мягкости тембра в голосе. И часто эти люди потом испытывают трудности с голосом.
Маргарита Мохотаева показывает результаты акустического анализа голоса: каких частот недостаточно в голосе, где нарушен баланс, уровень охриплости.
Похожие записи:
- Как называются перчатки без пальцев для спорта?
- 5 лучших гетр
- Какими тренировками можно заниматься для похудения в талии
- Женские интимные мышцы тренировка
Источник https://ewermind.ru/sportivnye-trenirovki/poterya-golosa-prichiny-vosstanovlenie-profilaktika/