Профессионально значимые качества личности педагога
статья
Становление и развитие нового понимания личности педагога является одной из наиболее активно обсуждаемых проблем в научно-образовательном сообществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Публикация «Профессионально значимые качества личности педагога» | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессионально значимые качества личности педагога
Подготовил: Шиловский Александр Сергеевич,
учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 356
Московского района г.Санкт-Петербург
В современных условиях в российском обществе постоянно растет потребность в компетентных специалистах в самых разных областях профессиональной деятельности. Современному обществу нужны педагоги, способные к успешной профессиональной деятельности.
Исторически каждая теория обучения и воспитания выдвигает свои собственные требования к личности и деятельности педагога. Нынешняя переломная эпоха в развитии отечественного образования вызвала смену ценностных ориентиров. Становление и развитие нового понимания личности педагога является одной из наиболее активно обсуждаемых проблем в научно-образовательном сообществе.
Общество доверяет педагогу самое ценное – своих детей, которые являются его будущим. От качеств педагога, зависит формирования личности и профессионализма его учеников, а, следовательно, развитие общества в целом. Так, для современного этапа образования важно не столько передавать определенное количество знаний, сколько развивать желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими самостоятельно. Педагогу в процессе учебно-профессиональной деятельности необходимо раскрыть потенциал человека, формировать мотивацию успеха, самостоятельность, что предъявляет к личности и профессиональной деятельности педагога, учителя, преподавателя очень высокие требования.
Стратегия современного педагогического образования состоит в развитии и саморазвитии личности учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурной личности учителя, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности.
При моделировании личности учителя необходимо преодолеть наблюдающийся разрыв между учителем и человеком, гражданином и специалистом. Личностная позиция будущего педагога должна стать органичной частью его профессиональной деятельности. Формирование и развитие этого внутренне целостного единства должно происходить в едином процессе.
Происходящие изменения в отечественной системе образования поставили целый ряд дискуссионных вопросов относительно отношения к данным реформам, их оценки, а также проблем формирования и развития профессиональной компетентности педагога. Возникли противоречия между потребностью общества в личности, уверенной в себе и осуществляющей ответственный выбор, и традиционной системой воспитания, между декларируемой идеей гуманизации воспитания и недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих формированию гуманистических начал. Еще недостаточно обращается внимание на воспитание эмоциональной сферы сознания будущих специалистов педагогов.
Очень важно понять, могут ли педагоги правильно реагировать на эти изменения, то есть правильно определять и изменять свои позиции как субъекта образовательного процесса, вести инновационную деятельность для целенаправленного развития личности обучающихся.
Таким образом, появилась необходимость осмысления места и роли учителя в образовании, его личностных характеристик и профессиональных качеств на этапе современного развития общества.
Современный педагог сможет в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал в зависимости от глубины понимания сути образования. Для этого понимания необходимо развивать и формировать педагогические способности, которые характеризуются совокупностью умственных и эмоционально волевых качеств личности.
1. Гностические (умение быстро и творчески овладевать методами обучения, творить и искать новые способы; самосовершенствованию; профессиональный рост; умение пользоваться учебной и дополнительной литературой; выделение существенных связей между ранее изученными и новыми знаниями; формирование цели учебного занятия как результата учебной деятельности обучающихся и как процессуальной характеристики деятельности преподавателя; изучение качества выполненной работы и анализа собственных причин успехов и неудач в учебном процессе);
2. Конструктивные (способности к созданию атмосферы сотрудничества, совместной деятельности, чувствительность к построению урока в целях развития и саморазвития ученика, установление педагогически целесообразных отношений с ним; знание особенностей каждого типа форм организации обучения; умение выбирать целесообразную структуру учебного занятия в зависимости от состояния обработки учебной программы предмета и цели занятия);
3. Перцептивные (способности педагога проникать во внутренний мир воспитанников, психологическая наблюдательность, понимание личности ученика и его психических состояний);
4. Коммуникативные (способности к общению с учениками, умение находить правильный подход к ним; устанавливать с ними педагогически целесообразные отношения; наличие педагогического такта);
5. Организаторские (способности организовывать ученический класс, сплачивать его, оптимизировать собственную деятельность; организация и самоорганизованность);
6. Суггестивные (качества, выражающиеся через эмоционально-волевое воздействие на учащихся умение убеждать, целеустремленность, сформированность волевой сферы);
7. Проективные (качества, которые проявляются в предсказуемые результаты действий, в воспитательном проектировании личности обучающихся; умение прогнозировать развитие их качеств; педагогический оптимизм, вера в ребенка);
8. Креативные (творческие умения).
К профессиональным потребностям относятся: потребность в общении с учениками и их родителями; в овладении педагогическими и психологическими знаниями умениями, навыками; в пополнении своих знаний; в эстетическом оформлении жизни.
К чертам, связанным с гражданской и профессиональной направленности относятся: патриотизм, любовь к детям, гуманизм, принципиальность, коллективизм, профессиональное новаторство и работоспособность, общительность.
Интеллектуальные качества — это общая эрудиция, педагогическая внимательность и наблюдательность, хорошая память, сообразительность, глубина и оригинальность ума, развитость речи, чувство юмора.
В системе профессиональных знаний педагога можно выделить пять основных блоков:
Первый блок – это четкие представления о специфической психической реальности, связанные с ненасытным интересом к ней и готовностью контактировать с ней в межличностном общении.
Выделяют следующие психологические компоненты: дифференциально-психологический — это знания об особенностях усвоения учебного материала в соответствии с индивидуальными и возрастных характеристик; социально-психологический — это знания о особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретной личности в ней, об особенностях взаимоотношений; аутопсихологический — это знания о положительных и негативных аспектах своей деятельности, ее особенности.
Второй блок — это педагогические знания. Выделяют такую особенность педагогической деятельности как многоуровневость. Среди них выделяют знание обусловленности целей обучения, теоретический (знания законов и принципов педагогической деятельности), методический (формирование учебно-воспитательного процесса), технологический (уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях).
Третий блок — это комплекс знаний, которыми владеет педагог и с помощью которых имеет представление об особенностях различных специальностей, о современном состоянии и условиях развития, актуальность профессии, о системе подготовки кадров в производстве и специалистов каждой из специальностей.
К четвертому блоку относятся предметные знания, согласно которых специалист знает теоретические основы и видит основу своей специальности.
Пятый блок – это научно-исследовательские знания. Эти знания стимулируют интерес к изучению других специальностей, формируют теоретические и практические навыки, расширяют научное мировоззрение.
Диагностика факторов развития профессионально-значимых качеств педагогов
Умение педагога напрямую связаны с его работой, где большую роль играет талант педагога, его интуиция и вдохновение. Одним из условий роста профессиональных качеств является творческая педагогическая деятельность, основанная на постоянном ее совершенствовании.
Большое значение для развития мастерства имеют следующие факторы: ближайшая среда, в которую попадает учитель; микроклимат коллектива, в котором он работает; традиции и идеи, которыми он живет. Наиболее точное определение этого понятия описано в педагогической энциклопедии.
Педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, которое всегда должно совершенствоваться, быть доступным каждому учителю, который любит детей и работает по призванию. Это определение характеризует качество педагогической деятельности.
выделяют в определениях в общей сложности четыре относительно самостоятельные, но связанные между собой блоки в структуре педагогического мастерства:
- профессионально-педагогические знания;
- личностные и профессионально важные качества;
- педагогические способности;
- навыки и способность строить учебно-воспитательный процесс, искусство осуществления педагогической деятельности.
Как известно, чтобы быть профессионалом, необходимо постоянно развиваться, значит, учитель должен постоянно заниматься самообразованием и саморазвитием.
Процесс формирования и развития мастерства учителя позволяет прогнозировать, познавать и преобразовывать деятельность, совершенствовать свои профессиональные качества в течение всей жизни, мобилизуя приобретенные учителем знания и формируя умение искать новые задачи, которые возникают, принимать обоснованные профессиональные решения, формировать субъективную позицию ученика.
В процессе становления педагогического мастерства раскрываются резервы личностного развития учителя и возможности оптимизации его педагогического воздействия, что позволяет реагировать на «вызов» образовательной среды.
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование учителя. Саморазвитие каждого учителя строится с учетом индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности и знание техники умственного труда
Самообразование учителя зависит от его умения организовывать свое личное время, составлять персональный план самообразования и реализовывать его. Она является самостоятельной познавательной деятельностью, которая требует от человека целенаправленного саморазвития — развития психических свойств и качеств, организационных, интеллектуальных умений и навыков. Ведь только на этом пути возможно профессиональный и личностный рост.
Таким образом, развитие профессиональных качеств педагога идет по двум направлениям, которые тесно связаны между собой:
1. Развитие профессиональных качеств, которым руководят снаружи:
- организация методических объединений в школе;
- курсы повышения квалификации.
2. Развитие профессиональных качеств, которым руководят изнутри, со стороны самого учителя:
- самообразование (приобретения знаний, умений и навыков);
- самовоспитания (формирование опыта, мотивов деятельности, мировоззрения и черт личности);
- саморазвитие (совершенствование способностей и психических процессов).
Самообразование учителя обеспечивает повышение уровня его профессиональных качеств, а в результате — непрерывное саморазвитие и его влияние на развитие ученика.
Самообразовательная деятельность учителя — это залог успешной работы каждого учебного заведения, что подтверждает то, что уровень развития профессиональных качеств педагога зависит от самообразования и совершенствования педагогического мастерства.
- Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. [Текст] /Ю.К. БабанскийМ: Просвещение, 1985.
- Зязюн, И. А Основы педагогического мастерства [Текст] / И.А. Зазюн – М:Просвещение,1989.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования [Текст] / Н.В. Кузьмина. — М.: Народное образование, 2002. — 208 c.
- Педагогика профессионального образования: Учеб .пособие для студ .высш.пед. учеб.заведений [Текст]/Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г.Пашков и др; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 368с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. — М.: Нар. образование, 2000. — 256 с.
- Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201—206.
- Спирин , Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование)/ Л.Ф. Спирин М: Российское педагогическое агентство ,1997
- Федеров В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования [Текст]/ В.А. Федоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208с.
- Шиянов, Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н.Шиянов, Н.Б.Ромаева. — М.: Народное образова-ние, 2003. — 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.
Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся .
Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.
Статья отражает использование проектирования для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования.
Доклад на методическое объединение «Родник» — «Профессионально-нраственные качества личности педагога».
В докладе «Профессионально-нравственные качества личности педагога» рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать.
Мастер – класс : «Формирование духовно – нравственных установок учащихся с целью развития социально значимых качеств личности.»
Главной целью моего проекта является воспитание молодого человека с активной жизненной позицией и широким кругозором, готовому к дальнейшему обучению и адаптации во «взрослую» жизнь, гражд.
Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога.
Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога.
Карта профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования
Самоанализ педагога ДО.
Эмпатия как профессионально значимое качество педагога
В статье освещены проблемы современного российского образования – эмпатия как профессионально значимое качество в деятельности педагога. Рассмотрены труды ученых, важность и значение эмпати.
Источник https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/09/25/professionalno-znachimye-kachestva-lichnosti