Развитие личности в психологии: теории, факторы, подходы
Читать 15 мин
Поделиться
- Натальная астрология
- Астрология отношений
- Саморазвитие и психология
- Прогностическая астрология
- Гороскопы
- Талисманы
- Формула души
- Нумерология
- Астрологическое Таро
- Мировая астрология
- Для начинающих
- Для профессионалов
- Развитие астролога
Читать 15 мин
Развитие личности в психологии является обширной областью знаний, которая содержит множество теорий, описывающих психологическое формирование человека. Данный процесс начинается с момента рождения и длится всю жизнь, поэтому так важно отслеживать то, что происходит, и корректировать негативные проявления.
Немаловажны собственные усилия человека, направленные на саморазвитие. В нашей статье мы расскажем, как с точки зрения психологии развивается личность, каким правилам подчиняется данный процесс и что можно сделать самостоятельно во благо своего психологического здоровья.
Понятие личности в психологии
В настоящее время единственного и однозначного определения личности в психологии не существует, каждое из множества понятий следует учитывать, чтобы наиболее полно отразить его.
Чаще всего используется следующее определение о том, что личность – это человек с определенным набором психологических характеристик, которые ложатся в основу его значимых для общества поступков; то, что внутренне отличает людей друг от друга.
Для более объективного понимания, приведем еще несколько определений о том, что:
- Личность – социальный субъект с совокупностью исполняемых им ролей, как личностных, так и социальных, а также его предпочтения и привычки, накопленные им знания и опыт.
- Личность – человек, который самостоятельно выстраивает и контролирует свою жизнь, полностью несет за нее ответственность. Помимо понятия «личность», в психологии используются также термины «индивид» и «индивидуальность».
- Индивид – это отдельный человек с присущими ему уникальными врожденными и приобретенными характеристиками.
- Индивидуальность – это совокупность присущих человеку уникальных качеств, отличающих его от других людей; своеобразие личности и психики человека.
Нельзя говорить о тождественности названных понятий, но и полностью отделять их друг от друга тоже не следует, так как человек многогранен, его невозможно рассматривать однобоко.
Для получения объективного представления о личности как о психологическом феномене следует для начала разобраться с ее структурой.
Отличительные свойства личности
Свойства личности – это совокупность врожденных и приобретенных характеристик человека, которые лежат в основе его деятельности и отношений с окружающими людьми и миром. Основными свойствами личности, от которых зависит взаимодействие с социумом, в психологии называют характер, темперамент, волю, способности, мотивацию и эмоции.
Под характером в психологии понимают приобретенный способ взаимоотношений с окружающими людьми. Он включает в себя определенную манеру поведения, а также реакцию на происходящие с человеком события. Характер бывает мягким и деликатным, а бывает грубым и бесцеремонным.
Воля означает способность человека управлять психикой, контролировать свои действия, поведение, определенным образом реагировать на происходящее, привносить изменения в окружающий мир. Про силу воли обычно говорят, когда необходимо принимать важные, осознанные решения, при реализации которых требуется приложение определенных усилий, преодоление препятствий.
Воля связана с самоограничением, самоконтролем, необходимостью отказа от чего-либо для достижения поставленной цели, т. е. человек должен пожертвовать чем-то сиюминутным, но для него привлекательным, чтобы получить отдаленное желаемое.
Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение.
Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение. В процессе достижения цели эмоциональная радость возникает очень редко. Индивид направляет все силы на то, чтобы преодолеть себя, какие-либо препятствия и получить нужный результат. Чем более сильной волей он обладает, тем легче справляется со сложностями и быстрее развивается.
Под темпераментом в психологии понимают психические качества человека, определяющие его поведение, настроение, скорость их изменения, эмоциональную устойчивость.
Эмоциями в психологии называют положительные и отрицательные индивидуальные переживания человека, испытываемые в ответ на определенные ситуации и раздражители. Выделяют следующие виды эмоций:
- Настроение, под которым понимают общий настрой человека в разное время.
- Простые эмоции, которые связаны с необходимостью удовлетворения базовых потребностей.
- Чувства – означают комплекс переживаний, вызванный отношением к определенному объекту.
- Аффекты – яркие и острые эмоции, возникающие в качестве ответа на раздражитель, отличаются кратковременностью и высокой интенсивностью.
- Страсть – сильные эмоции, которыми человек не в состоянии управлять.
- Стресс – совокупность отрицательных эмоций и физического состояния человека, возникает в ответ на психологическую и эмоциональную перегрузку.
Качество жизни человека во многом зависит от испытываемых им эмоций. Люди ощущают неодинаковые эмоции, разница заключается в том, с какой скоростью они реагируют на те или иные события и раздражители, как долго переживают случившееся, какие эмоции испытывают чаще – положительные или отрицательные. Переживания влияют на совершаемые человеком поступки, принимаемые им решения.
Под мотивацией в психологии понимают совокупность причин, лежащих в основе поведения человека.
Мотив вызывает целенаправленное поведение индивида. На мотивацию влияют желания человека, его потребность в чем-либо. Именно благодаря постановке целей он начинает совершать активные действия, добиваясь их.
Способности означают врожденные умения и навыки, без которых невозможно решать определенные задачи. Они помогают легче и быстрее приобретать знания и опыт, которые в дальнейшем помогают лучше справляться со стоящими перед человеком задачами.
Теории развития личности в психологии
- Психодинамическая теория.
Классический психоанализ, или фрейдизм – самая известная теория развития личности в психологии. В основу своей теории Зигмунд Фрейд положил постоянное развивающееся взаимодействие между инстинктами и влечениями (с одной стороны) и мотивами, сознанием, морально-этическими нормами (с другой). От этого взаимодействия зависят реакции и поведение индивида, при этом основную роль играет бессознательное.
- Психоаналитическая теория.
Карл Юнг изначально работал вместе с Зигмундом Фрейдом, однако в дальнейшем разработал собственную теорию развития личности в психологии – аналитическую психологию. Юнг выделял три составные части личности: индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное и сознание.
Юнг ввел в психологию личности понятия экстраверсии и интроверсии, а также четыре психических процесса: мышление, чувствование, интуицию, ощущение.
Теорию индивидуального развития личности впервые ввел в психологию австриец еврейского происхождения Альфред Адлер. В основе его теории лежат целостность, уникальность, неповторимость личности. Поступки и поведение индивида зависят не от врожденных инстинктов, а от единства с окружающими. Развитие личности согласно теории Адлера происходит за счет:
- чувства неполноценности и компенсации;
- стремления к превосходству;
- стиля жизни;
- учета творческого «Я»;
- общественного интереса;
- фиктивного финализма.
- Поведенческая теория.
Поведенческая теория развития личности в психологии включает в себя два основных направления: рефлекторное и социальное. Основоположником первого является последователь классического бихевиоризма Б. Скиннер. Социальную теорию разработали американцы А. Бандура и Дж. Роттер. Оба направления основываются на том, что человек развивается в соответствии с окружающей средой, генетическое и психическое наследование значения не имеют. Развитие личности зависит от получаемых знаний, умений, опыта. Психологические характеристики состоят из обобщенных поведенческих рефлексов и социальных навыков.
Гуманистическая теория развития личности в психологии состоит из двух основных направлений:
- Сторонники клиентцентрического направления полагают, что человек развивается благодаря врожденному стремлению к самоактуализации и контролю собственного развития, т. е. по своей природе человек – активный, самореализующийся субъект.
- По мнению сторонников мотивационного направления развития личности, человек – это «существо желающее». Он постоянно испытывает те или иные потребности, которые никогда не бывают удовлетворены в полном объеме: как только достигается желаемое, возникает новое стремление, которое также нуждается в удовлетворении. У индивида редко полностью отсутствуют желания и потребности, это единичные быстропроходящие случаи.
- Когнитивная теория.
Основоположник когнитивной теории развития личности в психологии – американец Джордж Александр Келли – полагал, что человек развивается в соответствии со своим социальным окружением, его поведение зависит от особенностей познавательных процессов личности (восприятия, представления, памяти, речи, мышления).
4 фактора, влияющих на развитие личности
Психология развития личности человека исходит из того, что у индивида развиваются качества, формирующиеся на протяжении всего исторического становления общества. Однако вероятность проявления тех или иных свойств у конкретного человека зависит от определенных факторов.
- Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости. Ключевая роль в формировании и развитии личности в психологии принадлежит семье, которая берет на себя главную воспитательную функцию. Гармоничные личности вырастают в полноценных и благополучных семьях. Если же в детском возрасте ребенок не мог по каким-либо причинам решить свои проблемы и прожить конфликтные ситуации, то они дадут о себе знать в зрелом возрасте. Изначально человек действует согласно тем принципам, которые воспитывались в нем родителями. Стиль, модель поведения, роли, стратегии, типы мышления, способы выражения эмоций дети заимствуют у значимых для них взрослых. Родители неосознанно передают детям свои ценности, идеалы, положительные и отрицательные качества, например, тревожность, мнительность, склонность к манипуляциям и пр. То, что ребенок слышит в детстве, постепенно начинает им восприниматься как внутренний голос. То, что ребенок слышит в детстве, постепенно начинает им восприниматься как внутренний голос. Психология говорит о том, что в процессе развития личности под влиянием родителей формируются такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность. Но если они отсутствовали у окружающих ребенка взрослых, то и у него самого такие качества развиться не могут. Он использует те знания, которые ему передаются в окружении, и вырабатывает свое собственное представление о допустимом поведении.
- Генетика. Набор генов каждого человека неподражаем. Некоторая составляющая уникальности человека закладывается на генетическом уровне, поэтому дети рождаются с определенным темпераментом и выражают базовые эмоции. Семья играет важную роль в развитии личности с точки зрения психологии, как в процессе воспитания, так и в передаче будущим поколениям своего генетического фонда. Известно, что ряд психических заболеваний передается по наследству, а окружающие человека люди (родственники, друзья, коллеги и т. п.) оказывают влияние на социальное формирование личности.
- Жизненный опыт. События, происходящие в жизни человека, находят свое отражение в его внутреннем мире. Значимые события оставляют более заметный след в развитии и становлении личности. Будущее человека формируется исходя из индивидуально проживаемого опыта, так как через него воспитывается сила воли, характер, способности, мотивация.
Механизмы развития личности в психологии
Самый распространенный механизм развития личности в психологии носит название «присвоение». Он означает, что личность человека самостоятельно формируется и развивается в то время, как он вступает в контакт с окружающей средой. Во время личной или общественной деятельности у индивида происходит формирование и «присвоение» личностных качеств, которые в дальнейшем продолжают развиваться.
- Обособление.
Еще одним механизмом развития личности в психологии является «обособление». Речь идет о том, что человек не готов полностью перенимать общественные устои, для него важным является выделение среди себе подобных. Процесс называется также индивидуализацией, которая предполагает, что в человеке развиваются индивидуальные личностные качества, которые отличают его от других людей.
Этот механизм развития личности в психологии включает в себя два направления:
- внутреннее (психологическое), к которому специалисты относят такие индивидуальные психологические свойства человека, как уровень развития интеллекта, принадлежность к тому или иному типу темперамента, присущие индивиду черты характера и т. п.;
- внешнее (материально-физическое), которое включает физические параметры, например, национальность, гендерную идентичность и пр.
Наиболее сложным механизмом развития личности психология называет «идентификацию». Речь идет о стремлении подражать объекту, вызывающему у человека интерес или симпатию. Индивид на эмоциональном уровне старается скопировать другую личность. Этот механизм можно наблюдать у детей, которые с раннего возраста стремятся делать все так же, как делают их родители.
Концепции этапов развития личности в психологии
Психология называет основную цель развития личности, которая заключается в обретении личностной свободы. Выделяют несколько концепций развития, о которых мы расскажем ниже.
Психоаналитик Э. Эриксон говорит о том, что существует восемь стадий развития личности. На каждой из них индивид сталкивается с конфликтом, порождаемым силами, противоположными тем, которыми он сам обладает. При благополучном разрешении ситуации у человека формируются новые черты личности, он переходит на следующую ступень развития. Если же ситуация не находит разрешения, то она становится причиной возникновения неврозов и дезадаптации.
Эриксон выделяет следующие противоречия и проблемы в процессе развития личности в психологии:
- противоречие между доверием и недоверием к окружающей действительности (свойственно детям от рождения до достижения ими годовалого возраста);
- противоречие между независимостью со стыдом и сомнениями (испытывают дети с годовалого возраста до достижения трех лет);
- противоречие между инициативностью и чувством вины (характерно для детей с четырехлетнего до пятилетнего возраста);
- противоречие между трудолюбием и чувством неполноценности (свойственно детям с шестилетнего до одиннадцатилетнего возраста);
- противоречие между осознанием идентичности с определенным полом и непониманием свойственного этому полу поведением (испытывают подростки с двенадцати лет до достижения восемнадцатилетнего возраста);
- противоречие между стремлением к интимным отношениям и чувством изолированности от окружающих (характерно для раннего взрослого возраста);
- противоречие между жизненной активностью и сосредоточенностью на собственных проблемах, потребностях, интересах (испытывают люди среднего взрослого возраста);
- противоречие между ощущением полноты жизни и отчаянием (свойственно людям в позднем взрослом возрасте).
- Концепция В. И. Слободчикова.
Возрастное развитие личности в психологии по мнению В. И. Слободчикова следует рассматривать с точки зрения развития субъектности индивида по отношению к его поведению:
- Оживление (характерно для детей до года). В этот период ребенок знакомится со своим телом, начинает его осознавать, что проявляется в совершении им двигательных, сенсорных и общительных действий.
- Одушевление (свойственно детям от 11 месяцев до достижения ими 6,5 лет). Ребенок начинает осознавать себя в мире, учится ходить, взаимодействовать с окружающими его предметами. Происходит изучение культурных навыков, развитие способностей. У трехлетних детей можно наблюдать ярко выраженную позицию: «Я сам», – которая является следствием осознания малышом своих желаний и возможностей.
- Персонализация (характерна для детей с 5,5 лет до 13–18 лет). В этот период ребенок осознает себя реальным или потенциальным творцом своей жизни. Он учится выстраивать границы, брать на себя ответственность за своей будущее. В развитии личности ему помогают старшие наставники, а также ровесники, с которыми он взаимодействует на протяжении этапа персонализации.
- Индивидуализация (происходит с 17–21 года до 31–42 лет). В этот период личность присваивает себе и индивидуализирует общественные ценности, которые затем рассматривает с позиции своего личностного мировоззрения. «Самость» человека выстраивается путем преодоления ограничений, накладываемых обществом, разрушения оценок окружающих. Это период ухода от стереотипов, чужого мнения и давления окружающих. Теперь индивид способен самостоятельно принимать или не принимать получаемое от мира.
- Универсализация (характерна для людей, начиная с возраста с 39–45 лет). В это время человек расширяет рамки индивидуальности и переходит на уровень экзистенциальности, он начинает ощущать себя элементом всего человечества в контексте бывшей и будущей мировой истории.
Итак, развитие личности в психологии тесно связано с возрастными изменениями.
Однако те или иные психические процессы могут происходить в достаточно широкий промежуток времени. И этот период тем больше, чем старше становится человек. Исходя из этого, возникли такие выражения как «развит не по годам» или «застрял в развитии». В действительно же, речь идет только о том, что физическое и личностное развитие несколько отличаются друг от друга.
Развитие личности в психологии можно также рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в индивидуальном психологическом пространстве индивида, состоящего из:
- тела;
- окружающих значимых для личности предметов;
- привычек;
- отношений, связей;
- ценностей.
Накопление перечисленных элементов происходит по мере того, как ребенок развивается физически. Однако они свойственны также взрослым людям. Благоприятное развитие индивида возможно при условии, что все они являются неприкосновенными.
Развитие личности в психологии происходит по мере продвижения человека по жизненному пути, в процессе которого формируются цели, мотивы и ценности, они же структурируют этот путь.
Иными словами, речь идет о жизненном сценарии человека. Единое мнение в психологии по этому вопросу в настоящее время не сформировано.
Российские ученые склоняются к тому, что индивид сам формирует свой жизненный сценарий, родители могут помочь ему в этом, однако сам выбор человек делает самостоятельно.
Другие психологи (такие, как Адлер, Берн, Роджерс) считают, что ведущим фактором, формирующим жизненный сценарий, является бессознательное, а именно: воспитание, личностные особенности родителей, порядок рождения ребенка, возникающие в жизни стрессовые и конфликтные ситуации и пр.
Законы развития личности в психологии
Закономерности развития личности изучаются психологией личностного роста. Они же лежат в основе обучающих программ для детей и подростков. Благодаря знанию закономерностей, психоаналитики лучше понимают клиентов и помогают им, направляя их на путь становления и саморазвития.
Законы развития личности в психологии включают в себя:
- психологические изменения, происходящие с индивидуумом;
- существующую взаимосвязь между сферами и направлениями развития;
- специфические особенности развития личности;
- разницу в развитии по времени и другим критериям (между сверстниками, которые могут развиваться быстрее или медленнее);
- формирование у человека собственных взглядов и убеждений;
- проявление определенных психологических характеристик (сенситивность);
- обработку, изучение/осознание разных сфер жизни;
- пластичность развития индивида (одна личностная составляющая может компенсироваться другой);
- противоречия, возникающие между человеком и окружающим миром;
- постоянно прогрессирующее развитие личности.
Советы по саморазвитию
Саморазвитие происходит постоянно, у этого процесса нет конца. Двигаться можно только вперед или назад, проходя через эволюцию или деградацию. Вступив на путь развития личности в психологии, необходимо:
- Найти слабые стороны своей личности, например, опросив знакомых, вызывающих доверие, и выписав те качества, которые не нравятся (пессимизм, постоянные жалобы, нытье, упрямство, отсутствие развития, лень и т. п.). Чем более полным и честным будет список, тем лучше.
- Определится с приоритетами. Кому-то важно повысить уровень общительности и завести новых друзей, для другого большое значение имеет развитие трудолюбия и продвижение по карьерной лестнице, третий стремится к путешествиям, а четвертый хочет реализоваться в роли хранителя домашнего очага.
- К намеченной цели необходимо идти постоянно, не сбиваясь с пути, совершая небольшие, но ежедневные шаги. Не надо сегодня реализовывать одну идею, а завтра бросать ее ради решения другой задачи. Если поставлена цель – накопить миллион, то стоит рассчитать, сколько дней на это потребуется, по сколько следует откладывать ежедневно/еженедельно/ежемесячно, а затем просто каждый день выполнять эти действия. Возможно, потребуется отказаться от каких-то мелких необязательных, но регулярных трат, вроде стаканчика кофе в кофейне каждое утро.
- Очень важно постоянно развиваться, узнавать новое. Однако ни в коем случае нельзя ограничиваться теорией, важно применять полученные знания на практике, иначе они останутся невостребованными и не принесут никаких плодов.
- Также стоит пересмотреть свое окружение. Если кто-то мешает личностному развитию, постоянно обесценивает, ставит под сомнения все начинания, то следует максимально сократить общение с такими людьми. Возможно, для этого придется прибегнуть к помощи психолога.
- Повышать полезность, как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Это не означает, что нужно срочно совершать какие-то открытия, но стоит научиться слышать других людей и помогать им при необходимости.
- Учиться быть осознанными, находиться в моменте, быть здесь и сейчас.
- Изучать язык тела, следить за осанкой, выражением лица, улыбкой, походкой, мимикой и т. п. Если быть открытым миру, излучать позитив, то мир ответит взаимностью.
- Пересмотреть свой стиль, изменить его при необходимости. Избавиться от чересчур мрачного гардероба, подобрать вещи в соответствии с возрастом, социальным статусом, подходящие по размеру. Пусть лучше их будет немного, но они будут качественными и сочетающимися между собой.
Источник https://chronos.mg/blog/razvitie-lichnosti-v-psikhologii/