Алгоритм работы с семьями находящихся в социально опасном положенииконсультация

Алгоритм работы с семьями находящихся в социально опасном положении
консультация

В нашем учреждении разработано положение о профилактической работе с несовершеннолетними и семьями находящимися в социально- опасном положении.

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.06.1998 № 124-ФЗ, «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ, распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, четырехстороннего приказа Министерства образования РК, Министерства внутренних дел РК, Министерства труда и социальной защиты РК, Министерство здравоохранения РК «Об утверждении Порядка субъектов профилактики по выявлению и пресечению нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий» от 15.12.2015 № 280/488/2611/12/566, постановлением главы городского округа «Воркута от 04.12.2007 № 1345 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Воркуте» и определяет требования и системные подходы к организации профилактической работы образовательного учреждения с несовершеннолетними и их семьями, нуждающимися в помощи государства.

Цель профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

— создание единого информационного поля для учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

— создание механизма оперативного выявления семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

— осуществление оперативного обмена информацией между образовательными учреждениями и службами системы профилактики.

Критерии определении семьи, находящейся в социально опасном положении:

неисполнение родителями (законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей:

-отсутствие условий для воспитания и содержания детей

-отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей законными представителями

-вовлечение детей в противоправные действия

-отсутствие заботы о состоянии здоровья детей

-жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законными представителями)

-привлечение родителей (законными представителями) к уголовной и (или) административной ответственности, освобождение из мест лишения свободы;

-факт лишения (ограничения) родительских прав в отношении предыдущих детей;

-отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с дошкольным образовательным учреждением, невнимание родителей (законных представителей) к успехам ребенка).

Порядок выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и постановки их на учет:

— Воспитатели, учителя, инспектор по ОПД, представитель администрации учреждения посещают семьи вновь поступивших в образовательное учреждение воспитанников, в первую очередь детей, состоящих на различных видах профилактического учета, с целью выявления неорганизованных несовершеннолетних детей, подлежащих обучению, обследования жилищно-бытовых условий семьи, при необходимости оказания адресной помощи.

— Постановка на внутрисадовый профилактический учет вновь выявленных семей «группы риска»

— Составление плана работы с семьей, проведение мероприятий по плану

— Посещение семьи «группы риска»

— По истечении 6 месяцев ходатайство о постановке / снятии с учета

АЛГОРИТМ по выявлению обучающихся «группы риска» и работы с ними

Дети группы риска и методы работы с ними

Выявление детей «зоны риска» проводится на основе наблюдений, тестирования и анкетирования учащихся; на основе изучения психологических особенностей каждого ребёнка, его речи, памяти, логического мышления; на основе индивидуальных бесед с детьми, их родителями, учителями, психологом, социальным педагогом.

Основные группы детей, входящих в «зону риска»:

Одарённые дети опережают в своём развитии сверстников. Они легко и прочно усваивают учебный материал, показывают успехи на олимпиадах и конкурсах, их поощряют подарками и премиями.

Однако есть и другая крайность одарённости детей. Это дети, имеющие своё видение, своё отношение, свою оценку всему, что их окружает. Такие дети обладают нешаблонным мышлением, поэтому в учёбе показывают средние и даже низкие результаты, проявляя непокорность и непослушание.

Дети, имеющие проблемы со здоровьем.

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждено тратить огромную часть своего свободного времени на лечение и профилактику хронических заболеваний в поликлиниках, больницах, санаториях. В связи с этим они пропускают много учебных занятий и поэтому отстают в усвоении учебного материала. Из-за отсутствия своевременной помощи таким детям, у них накапливаются пробелы в знаниях, они перестают понимать вопросы учителя и ответыдругих учеников, им становится неинтересно на уроке, в конечном счёте, у них появляется полное безразличие к учёбе.

Труднообучаемые.Несмотря на усердный и кропотливый труд, они неуспешны в учёбе по всем или отдельным предметам. Неуспеваемость выражается в том, что ученик интеллектуально неразвит, а также имеет слабые навыки чтения, счёта, письма.

Читать статью  Презентация по теме Молодая семья как объект социальной политики в Приморском крае (на примере Артёмовского городского округа).

Педагогически запущенные. Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети, с отклонениями в поведении. Отклонения появились в связи с педагогическими ошибками и непринятием своевременным мер по их исправлению.

Социально запущенные.Дети, которые испытывают трудности в общении из-за неразвитости социально-коммуникативных навыков. У них почти отсутствует способность ко всякому размышлению, направленному на анализ своих поступков, прошедших событий, своего внутреннего состояния. Им трудно приспособиться к принятым в обществе правилам и нормам поведения. Это самая сложная группа детей. Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. У таких детей искажены представления о моральных и этических нормах. Поведение их характеризуется несдержанностью, драчливостью, мелким воровством, употреблением спиртного, хулиганством, бродяжничеством, вымогательством, часто перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Обычно дети попадают в «зону риска» в результате неправильного семейного воспитания: плохие, порой враждебные, взаимоотношения в семьях; разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребёнка из одной семейной ситуации в другую; ненадлежащие, порой невыносимые условия для проживания (в семьях ведётся аморальный образ жизни: зависимость от алкоголя, неразборчивость в выборе половых партнёров, пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам).

При работе с ребёнком, находящимся в «зоне риска», в первую очередь следует обратить внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьёй такого ребёнка зачастую оказывается самым важным и эффективным средством для получения положительных результатов в работе с самим ребёнком.

Существует деление учащихся «группы риска» на 4 группы по различным критериям:

Медицинские: дети имеющие хронические заболевания внутренних органов, часто и длительно болеющие, стоящие на учете у невропатолога, психиатра; перенесшие различные операции.

Социальные: дети живущие в асоциальных, малообеспеченных семьях;

Учебно-педагогические: неуспевающие дети, с нарушением поведения; имеющие трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями.

Поведенческие: с повышенной тревожностью; гиперактивные, с нарушениями поведения и др.

Также есть разделение семей на категории

1. Крайне неблагополучные (хронические алкоголики, жестокое обращение с детьми)

2. Асоциальные (пьющие, наркоманы)

4. Социально-неблагополучные (без средств к существованию)

Дети «группы риска» — это дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого, этой категории детей, требуется особое внимание специалистов, комплексный подход, с целью исключения неблагоприятных факторов и создания условий для оптимального развития детей.

Факторы риска:

Существуют следующие факторы «риска»:

— дети с ограниченными возможностями здоровья

— в семье 1 ребёнок;

* Психологический фактор: наличие агрессии, тревожности, суицидального поведения.

Необходимые документы, для направления информации об учащихся и их семьях в службы, стоящие на защите прав ребёнка:

— акты посещения семьи;

— акт жилищно-бытовых условий проживания ( подписанный родителями);

— табель успеваемости учащегося:

— информационная справка обо всей проведённой работе (сколько раз посещена семья, какие беседы, Совет профилактики, помощь психолога).

АЛГОРИТМвыявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

• Воспитатели д/с докладные

• Материалы о правонарушениях

Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка. Нарушения поведения:

• Аморальные формы поведения;

• Неадекватные реакции на замечания взрослых.

Нарушения развития детей:

Нарушения общения

Н низкая успеваемость;

Неврастения;

• Отсутствие навыков личной

Г гигиены;

Неу Неуравновешенность психики;

Подростковый алкоголизм;

Подростковая проституция;

Болезни;

Недоедания;

Уклонение от учебы.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.

Принудительное лечение от алкоголизма;

Лишение родительских прав;

Обучающие консультации для родителей;

Помощь общественных организаций;

Влияние через СМИ;

Пропаганда здорового образа жизни;

Пропаганда семейных ценностей;

Оказание материальной помощи;

Создание клубов по интересам;

Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;

Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;

Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

Варианты неблагополучия:

Семья однодетная (баловень судьбы или одинокий человек с комплексом неполноценности.

Семья многодетная ( педагогически запущенный ребенок с асоциальным , антисоциальным поведением)

Семья с низким материальным положением ( м.б. стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей семье доход)

Неполная семья ( феминизация мальчиков и девочек)

Семья допускающая безнадзорность детей

Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтности между членами семьи (бродяжничество)

Семья с жестоким обращением с детьми.

Что нужно знать о неблагополучной семье?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3. Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей

Читать статью  Неполная семья и проблемы воспитания детей

ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

1. УБЕЖДЕНИЕ-разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ — это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

Взаимодействие специалистов в работе с семьями «группы социального риска»

(схема)

Образовательное учреждение выступает одним из субъектов межведомственного взаимодействия наряду с органами соцзащиты, органами опеки, комиссиями по делам несовершеннолетних, медицинскими учреждениями и т.д. (ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«)

Дошкольное образование является первым и самым ранним звеном в системе общего образования в России.

Именно поэтому, особая роль в выявлении семей на ранней стадии неблагополучия лежит на специалистах, педагогах дошкольных и школьных учреждений и является одним из наиболее значимых условий эффективности коррекционной работы, социальной, психологической и педагогической поддержки.

Спасибо за внимание!

Скачать:

Вложение Размер
Файлalgoritm_raboty_s_semyami.pptx 241.74 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Алгоритм работы с семьями находящихся в социально опасном положении Подготовила: педагог- психолог Сонцова А.И.

Под «здоровой семьей» подразумевается семья, не подверженная деструктивному психическому, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение. Отличительные признаки здоровой семьи (Всемирная организации здравоохранения): • Наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей , воспитывающихся на основе преемственности поколений; • Духовно- нравственное благополучие; • Медицинское благополучие; • Социально- бытовое благополучие; • Материальное благополучие ; • Отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов; • Удовлетворенность браком, отношениями в нем; • Единый подход к воспитанию детей со стороны родителей, бабушек и дедушек; • Здоровый семейный образ жизни .

Цель профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении: — предупреждение безнадзорности, беспризорности, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; — обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; -социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; — создание единого информационного поля для учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; — создание механизма оперативного выявления семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; — осуществление оперативного обмена информацией между образовательными учреждениями и службами системы профилактики.

Критерии определении семьи, находящейся в социально опасном положении: неисполнение родителями (законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей. отсутствие условий для воспитания и содержания детей отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей законными представителями вовлечение детей в противоправные действия отсутствие заботы о состоянии здоровья детей жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законными представителями) привлечение родителей (законными представителями) к уголовной и (или) административной ответственности, освобождение из мест лишения свободы ; факт лишения (ограничения) родительских прав в отношении предыдущих детей ; отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с дошкольным образовательным учреждением, невнимание родителей (законных представителей) к успехам ребенка).

Порядок выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и постановки их на учет Воспитатели, учителя, инспектор по ОПД, представитель администрации учреждения посещают семьи вновь поступивших в образовательное учреждение воспитанников, в первую очередь детей, состоящих на различных видах профилактического учета, с целью выявления неорганизованных несовершеннолетних детей, подлежащих обучению, обследования жилищно-бытовых условий семьи, при необходимости оказания адресной помощи . Постановка на внутрисадовый профилактический учет вновь выявленных семей «группы риска» Составление плана работы с семьей, проведение мероприятий по плану Посещение семьи «группы риска» По истечении 6 месяцев ходатайство о постановке / снятии с учета

Семья «группы риска» — семья, которая в силу различных неблагоприятных социально-экономических, социально-демографических, психолого-педагогических и других факторов не может создать надлежащие условия воспитания детей и которая нуждается в социальной поддержке и помощи для более успешного выполнения своих функций по содержанию и воспитанию детей.

АЛГОРИТМ по выявлению учащихся «группы риска » и работы с ними Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными достижениями в учёбе, спорте или искусстве . Дети, имеющие проблемы со здоровьем. Труднообучаемые дети — это дети с проблемами в развитии и обучении. Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети, с отклонениями в поведении. С оциально запущенные дети – дети, которые испытывают трудности в общении из-за неразвитости социально-коммуникативных навыков .

АЛГОРИТМ по выявлению учащихся «группы риска» и работы с ними. Причины попадания ребенка в «зону риска» : Н еправильное семейное воспитание: плохие , порой враждебные, взаимоотношения в семьях; разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребёнка из одной семейной ситуации в другую; ненадлежащие , порой невыносимые условия для проживания (в семьях ведётся аморальный образ жизни: зависимость от алкоголя, неразборчивость в выборе половых партнёров, пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам).

Читать статью  Педагогическая культура родителейстатья по теме

Важно при работе с ребенком. Работа с семьей Создать доверительные отношения между педагогом и ребенком Заинтересовать ребенка Повысить мотивацию к учебе, положительному поведению. Создать атмосферу успеха Уверенность в собственных силах, в своих способностях Выявление положительных сторон

Критерии, определяющие учащихся «группы риска» Медицинские (хронические заболевания, длительно, часто болеющие, состоящие на учете у специалистов) Социальные (асоциальные семьи, малообеспеченные) Учебно- педагогические (неуспевающие дети, с нарушениями поведения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, педагогами) Поведенческие ( гиперактивные , тревожные, агрессивные)

Категории семей: Крайне неблагополучные (хронические алкоголики, жестокое обращение с детьми) Асоциальные семьи (пьющие, наркоманы) Конфликтные Социально- неблагополучные (без средств к существованию)

Факторы риска: Существуют следующие факторы «риска»: * Медико-биологические факторы: — дети с ограниченными возможностями здоровья — дети – инвалиды — опекаемые * Социально-экономические факторы: — полные семьи; — неполные; — воспитывает мать; — воспитывает отец; — в семье отчим; — в семье 1 ребёнок; — многодетные; — неблагополучные; — многодетные-неблагополучные; — малообеспеченные. * Психологический фактор : наличие агрессии, тревожности, суицидального поведения.

Документы, для направления информации об учащихся и их семьях: Акты посещения семьи Характеристика семьи Характеристика ученика Акт жилищно- бытовых условий проживания Табель успеваемости учащегося Информация о проведенной работе ( посещение семьи (количество), беседы, Совет профилактики, помощь психолога)

АЛГОРИТМ выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия Семья , находящаяся в социально опасном положении – это семья , имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними ;

АЛГОРИТМ выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ : • Классные руководители • Воспитатели д/с докладные • Педагоги школы • Результаты рейдов • Материалы о правонарушениях • Преступления несовершеннолетних

АЛГОРИТМ выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка. Нарушения поведения: • Бродяжничество; • Агрессивность; • Хулиганство; • Кражи; • Вымогательство; • Правонарушения; • Аморальные формы поведения; • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

АЛГОРИТМ выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия Нарушения развития детей: Нарушения общения Низкая успеваемость; Неврастения; • Отсутствие навыков личной гигиены; Неуравновешенность психики; Подростковый алкоголизм; Подростковая проституция; Болезни; Недоедания; Уклонение от учебы. Конфликты с учителями; Частое употребление неформальной лексики; Суетливость или гиперактивность ; Конфликты с родителями; Контакты с криминогенными группировками

АЛГОРИТМ выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ . Принудительное лечение от алкоголизма; Лишение родительских прав; Консультирование; Обучающие консультации для родителей; Помощь общественных организаций; Влияние через СМИ; Пропаганда здорового образа жизни; Пропаганда семейных ценностей; Оказание материальной помощи; Административные штрафы; Создание клубов по интересам; Постоянный патронаж; Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей; Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул; Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

АЛГОРИТМ выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия Варианты неблагополучия: Семья однодетная (баловень судьбы или одинокий человек с комплексом неполноценности. Семья многодетная ( педагогически запущенный ребенок с асоциальным , антисоциальным поведением) Семья с низким материальным положением ( м.б . стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей семье доход) Неполная семья ( феминизация мальчиков и девочек) Семья допускающая безнадзорность детей Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтности между членами семьи (бродяжничество) Семья с жестоким обращением с детьми.

АЛГОРИТМ выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия Что нужно знать о неблагополучной семье? 1 . Материально-бытовые условия. 2. Эмоционально-нравственный климат. 3. Режим дня ребенка в семье. 4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей 5. Семейный досуг. 6. Уровень педагогической культуры родителей

АЛГОРИТМ выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ. 1. УБЕЖДЕНИЕ-разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; 2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы: 4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ — это часто отсутствует в неблагополучных семьях; 5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

Взаимодействие специалистов в работе с семьями «группы социального риска» Ребенок “Группы риска” Родитель, законный представитель Заместитель заведующего по ВМР Психолог, воспитатель,учитель медицинский работник Совет профилактики Заведующий ДОУ ОпДН КпДН Уполномоченный УОП Родитель, законный представитель Директор МБ ОУ Ребенок “Группы риска” Старший воспитатель

Спасибо за внимание! Сохраним ребенку счастливое детство!

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/09/21/algoritm-raboty-s-semyami-nahodyashchihsya-v-sotsialno-opasnom

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *