Принципы воспитания в педагогике: как их применять

Принципы воспитания в педагогике: как их применять

Принципы воспитания в педагогике: как их применять

Что это такое? Принципы воспитания в педагогике являются основой для определения направлений работы с детьми и способов её организации. Следуя им, педагог вырабатывает собственный стиль и реализует его через творческий подход.

Какой главный? Нет какого-то одного основного принципа, они все равнозначны и взаимодополняемы. Знать их обязательно каждому работнику в сфере образования. Без этого будет сложно построить воспитательный процесс с нуля.

Оглавление:

  1. Суть принципов воспитания в педагогике
  2. Система принципов воспитания
  3. Принцип целенаправленности
  4. Принцип общественной направленности, связи с жизнью
  5. Принцип воспитания в труде
  6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
  7. Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений
  8. Принцип поступательности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий
  9. Принцип оптимизации воспитательного процесса
  10. Принцип гуманизма и демократизма
  11. Принцип опоры на позитивные качества
  12. Принцип сочетания комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности
  13. Принцип единства, согласованности и на следственности воспитательных влияний, усилий и действий школы, семьи и общественности
  14. Принцип сознания, самодеятельности и активности воспитанников

Аттестация 2023-2024: основные изменения и новая система оценивания Скачать инструкцию

On-line курсы для педагогов со скидкой 40%: обязательные программы в 2023-2024 году Посмотреть программы обучения

Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.

Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:

Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели

Более 2000 бесплатных
олимпиад
для учителей
и учеников

Возможность участия
в творческих конкурсах

Пожалуйста, помогите нам сделать блог лучше. Поставьте галочку напротив вашего профессионального статуса:

Я педагог школы
Я педагог ДОУ
Интересуюсь для себя

Суть принципов воспитания в педагогике

Принципы воспитания — это, своего рода, маяки, на которые преподаватели ориентируются в своей деятельности. Они помогают им ставить цели и идти к ним, а также проверять себя, когда есть сомнения в том, что действуешь правильно.

Суть принципов воспитания в педагогик

До сих пор в педагогике не пришли к единству в терминологии таких понятий, как «принцип» воспитания и «закономерность», а также их четкому разделению. Это связано с тем, что понимание сути процесса воспитания, его разницы с обучением по-прежнему становится предметом споров ученых.

Принципы воспитания можно сравнить также с несущими конструкциями, на которых держится процесс, словно сооружение. За всю историю человечества множество педагогов привносили свои идеи в науку воспитания детей, в том числе формулировали принципы. По сей день идеи некоторых выдающихся педагогов-воспитателей применяются на практике.

В частности, это принципы Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. Некоторые стали базовыми постулатами. Например, принцип народности, гуманизации, культуросообразности, природосообразности и т.д. Надо отметить, что все они отвечают общим требованиям: системность, комплексность, личная направленность, равнозначность, обязательность, гуманность.

Чтобы достичь максимальной эффективности воспитательного процесса, необходимо строго придерживаться соблюдения психолого-педагогических требований всех принципов, которые одинаковы по важности и влиянию на результат.

Преподавателю недостаточно владеть знаниями об основных принципах воспитания. В педагогике необходимо соотносить их с опытом учителя, конкретной задачей, социальным контекстом и индивидуальными возрастными и психологическими особенностями развития воспитанников.

Актуальные данные на
Скачайте инструкции
для успешного прохождения аттестации
и увеличьте свой оклад до 35%

pdf

Получение категории методиста и наставника: важные моменты и подводные камни

pdf

Как успешно повысить категорию и увеличить оклад до 35%

pdf

Аттестация педагогов в 2024 году: правила и исключения
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных

Современная педагогика — живая динамичная наука, которая отражает все трансформации общества. Принципы воспитания, сформировавшиеся ранее, остаются актуальными. Но также они постоянно дополняются новыми, чтобы учебно-воспитательный процесс не стоял на месте и отвечал требованиям жизни.

Читать статью  Чем заняться для саморазвития? «Колесо жизни» на практике

Система принципов воспитания

Согласно актуальным педагогическим концепциям, принципы воспитания должны обладать общими обязательными чертами.

  1. Направленность на воспитательную и развивающую учебную деятельность, цель которой — формирование глубокой личности с компетенциями в различных областях, творческим мышлением и сознательным отношением к своей стране и обществу.
  2. Выстраивание воспитательного процесса в географическом и национальном контексте с последовательным и разумным применением всех принципов и их соотнесением с каждым конкретным случаем.
  3. Решение задачи по достижению целей учебно-воспитательного процесса, независимо от типа образовательно-воспитательной системы.

Система принципов воспитания

Анализ различных педагогических концепций и методик позволяет вывести список основных принципов воспитания в современной педагогике.

    • активная включенность учащихся в процесс обучения как субъектов, а не объектов;
    • развитие и опора на положительные стороны отдельных учеников и всего класса;
    • целенаправленность;
    • развитие инициативности и сознательности учащихся;
    • ориентация на практические навыки и общественную интеграцию;
    • воспитание через труд;
    • опора на коллектив и коллективные отношения для формирования базовых нравственных ценностей;
    • уважение личности и прав ученика при наличии четких нравственных ориентиров и правил поведения;
      • общность и взаимная дополняемость воспитанияв семье, школе, кружках, секциях и в среде общения со взрослыми;
      • применение как индивидуального, дифференцированного, так и комплексного подходов в воспитании;
      • четкая, наполненная, практикоориентированная и логичная структура организации воспитательных мероприятий.

      Принцип целенаправленности

      Суть данного принципа в том, что перед учителями ставится конкретная стратегическая цель, согласно которой выстраивается весь процесс. Это исключает несогласованные действия педагогов или других воспитателей и необдуманные эпизоды воспитательного воздействия.

      Принцип целенаправленности

      Принцип целенаправленности подразумевает следующее:

      • вектор воспитания направлен на становление личности ребенка, формирование его общих и профессиональных навыков, которые послужат стартом к реализации талантов и социализации;
      • ведущая роль нравственного воспитания (на основе национальных, гуманистических и других ценностей);
      • акцент на патриотическом аспекте воспитания;
      • сознательный выбор педагогами национально-патриотической тематики как ведущей для мероприятий, конкурсов, олимпиад и т.д.;
      • использование в воспитательных материалах лучших образцов нравственности и культуры;
      • формирование воспитательного процесса с опорой на такие его качества, как ориентация на общечеловеческие ценности, научность, логичность, конкретность и реактивность;
      • гармоничное встраивание воспитательной работы в общий процесс развития общества согласно имеющимся ориентирам и задачам.

      Все перечисленные условия одинаково применимы и к остальным принципам воспитания и должны прослеживаться при написании соответствующих программ.

      Принцип общественной направленности, связи с жизнью

      Он подразумевает, что доминантой выступает ориентация на активную интеграцию детей в общественную жизнь посредством их знакомства с общественно-политической и исторической ситуацией, международной и в стране, а также деятельного участия в различных значимых событиях самого разного масштаба. Также этот принцип базируется на применении традиционных локальных методов воспитания.

      Конкурс «Учитель года»: история, победители, этапы и советы участникам

      Данный принцип требует от преподавателей соблюдения следующих важных моментов:

      • подробное и глубокое знакомство учеников с бытом и другими жизненными реалиями людей в разных странах мира;
      • борьба с отстраненностью детей и их негативизмом по отношению к коллективным мероприятиям и инициативам;
      • провокация заинтересованности к важным событиям общественной жизни страны;

      Принцип общественной направленности, связи с жизнью

      • следование в планировании воспитательных мероприятий общей линии политики страны и актуальному общественному контексту;
      • применение проверенных традиционных методов воспитания, зарекомендовавших себя на протяжении времени.

      Генеральная идея этого принципа заключается в формировании чувства достоинства и гордости как гражданина Российской Федерации.

      Принцип воспитания в труде

      Еще со времен Античности педагоги понимали, что главная цель как обучения, так и воспитания – сформировать в ребенке знания, умения и базовые навыки, которые помогут ему быть полезным в обществе и успешно реализовать свои природные склонности и таланты.

      О том же говорил В. О. Сухомлинский, который был убежден, что задача хорошего воспитателя состоит именно в том, чтобы помочь ребенку определить свои сильные стороны и глубокие интересы, найти им практическое приложение в призме той или иной учебной дисциплины или занятия.

      Принцип воспитания в труде

      Любая практикоориентированная деятельность, в которой затрагиваются различные стороны ребенка и его способности, помогает формированию воли, познавательного интереса и мотивации.

      Именно поэтому так важно уделять особое внимание организации учебно-познавательных мероприятий, нацеленных как на закладку начальных профессиональных навыков, так и в общем на становление стержня личности ученика.

      Данный принцип руководствуется следующими законами:

      • создание условий для формирования у ребенка искреннего внутреннего интереса к овладению азами той или иной профессии и их практическому применению;
      • реализация воспитательного воздействия в процессе практической, трудовой деятельности;
      • воспитание в ребенке таких качеств, как ответственность за результаты своего труда и уважительное отношение к плодам чужих стараний и усилий;
      • стимуляция и активное включение детей в самые разные виды деятельности как в школе и детских организациях, так и в семье, что становится питательной средой для их активного развития;

      Новые ученики в классе: методы успешной адаптации

      • развитие и поддержание в ребенке интереса к какой-либо конкретной профессиональной или общественной деятельности, в которой он сможет попробовать свои силы, реализовать природные задатки и сделать шаг на пути к лучшему пониманию роли в социуме;
      • построение жизни коллектива таким образом, чтобы каждый его участник мог активно и деятельно участвовать как в решении бытовых вопросов, так и общественной жизни;
      • разработка воспитательных мероприятий на основе материала локального регионального характера.

      Принцип воспитания в коллективе и через коллектив

      Невозможно представить полноценное и естественное формирование личности ребенка без коллектива. Это может быть как совокупность различных влияний отдельных членов коллектива, так и сознательное и целенаправленное воспитание педагога через коллективные отношения. Нахождение в группе людей неминуемо оказывает на нас влияние, пассивное или активное. Недаром в пословице говорится: «С кем поведешься, от того и наберешься». С другой стороны, мы сами как часть коллектива привносим в него что-то свое.

      Принцип воспитания в коллективе

      Чтобы коллектив мог отвечать конкретным воспитательным задачам педагога, а также быть созидательной и благоприятной средой для личностной реализации каждого его члена, он должен обладать определенными характеристиками. А именно: взаимопонимание и поддержка его участников, нацеленность на общий результат, здоровая психологическая атмосфера, совместная реализация творческих начал, следование общим заданным критериям, постановка реально выполнимых задач и т.д.

      Особенность воспитания через коллектив заключается в том, что у каждого его члена появляется возможность внести свой посильный вклад в общее дело и почувствовать значимость своих усилий, поверить в себя. Это стимулирует силу воли, формирует целеполагание, развивает настойчивость. Коллективный труд воспринимается как общественно важный, деятельность, реализуемая в нем, обретает особую ценность.

      Рабочая программа воспитания в школе: задачи, структура, правила составления

      Как у отдельной личности, у коллектива могут формироваться общие настроения, взгляды, устои, что вместе оказывает дополнительное влияние на каждого из его членов.

      Весомый вклад в вопрос коллективного воспитания внесли практическая деятельность и научные труды советского педагога А.С.Макаренко, работавшего в детских колониях в сложное послереволюционное время. Ему удалось проследить закономерности жизни детских коллективов и использовать их для разработки своей воспитательной системы.

      А также сформулировать закон: коллектив живет, пока в нем есть движение к цели, остановка грозит смертью. Также, по мнению Макаренко, у коллектива есть базовые условия для развития (работа на перспективу, открытость, взаимозависимость и ответственность, одновременность действий) и конкретные этапы эволюции.

      До 11 декабря
      Увеличиваем скидку на курсы для читателей блога до 52%
      Успейти купить курсы по максимально низкой цене!

      • Более 1300 курсов профессиональной переподготовки
      • Более 3000 курсов повышения квалификации
      • Дистационный формат обучения в удобное время

      Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку

      Итак, ключевые особенности соблюдения данного принципа таковы:

      • Контроль над развитием отношений внутри коллектива, которые создаются из вкладов всех его членов. Для этого необходимо отслеживать, нет ли серьезных стычек, взаимонепонимания, разногласий по самым разным вопросам, а также вовремя регулировать все возникающие затруднения. Общая атмосфера коллектива создается за счет нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания каждого ребенка.
      • Постановка общей задачи с конкретными сроками ее исполнения и подробным описанием сути. Важно, чтобы у каждого ребенка была и своя личная ответственность за качественное достижение поставленной цели, а также чтобы весь коллектив понимал важность и преимущества реализации намеченного плана действий.
      • Здоровый коллектив как воспитательная среда формируется при условии комфортного пребывания в нем всех его членов. Чтобы этого добиться, у каждого ребенка не должно оставаться ни одного нерешенного вопроса между ним и коллективом. Чем благополучнее каждый член группы, чем более он развит и зрел психологически, тем в целом гармоничнее и все мини-сообщество.
      • Формирование активного лидерского ядра коллектива.
      • Непрерывное включение и взаимодействие деятельности коллектива с жизнью детской организации, внутри которой он функционирует, города, страны.
      • Предоставление воспитанникам возможности самостоятельно выстраивать личные отношения внутри коллектива, находить себя и свое место в группе. Вмешиваться педагогу стоит лишь в ситуациях крайней необходимости.
      • Создание условий, при которых коллектив становится для человека фактором самодисциплины и в некотором роде карательной структурой. С другой стороны, не позволять членам группы брать на себя постоянное разрешение всех спорных вопросов, чтобы не разрушить доверие и согласие между ними.

      Учебная нагрузка преподавателя: какой должна быть

      К каким выводам мы приходим? Коллектив играет первостепенную роль в формировании личности ребенка. Речь идет как о стихийном влиянии окружения на ребенка, так и об организованных детских группах, в которых педагог сознательно решает поставленные задачи, сообразно принципам воспитания и развития в педагогике.

      Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений

      Учебно-воспитательный процесс достигает максимума своей эффективности при условии активного включения в него ученика. Под активностью подразумевается не внимательное отношение к преподаваемому предмету или регулярное участие в конкурсах и олимпиадах.

      Речь идет о том, чтобы научить детей учиться: видеть мир широко во всем его многообразии, критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, развивать любознательность, уметь находить информацию, обрабатывать ее и анализировать и т.д.

      Принцип субъект-субъектного характера

      Основной задачей преподавателя становится увидеть и распознать в воспитаннике его сильные стороны и потенциал роста, помочь ему раскрыться, а в дальнейшем, с опорой на них, способствовать всестороннему развитию личности ребенка. Только так и никак иначе можно гармонично воспитывать ребенка, оставляя место его самостоятельному выбору и ответственности за него. Именно так и формируется субъект-субъектный воспитательный процесс.

      Согласно принципу гуманистического воспитания в педагогике, учитель, направляя активность ребенка, показывает ему преимущества самостоятельности и инициативности. Включаясь в образовательный процесс, ученик привносит в него свое видение, что дает преподавателю возможность лучше понять ребенка, его особенности, найти к нему индивидуальный подход.

      Все это служит не только и не столько для формирования узких специальных навыков, сколько для передачи ценностей: моральных, нравственных, интеллектуальных, общекультурных и т.д.

      Наиболее важным для этого принципа можно считать соблюдение следующих условий:

      • фокус на индивидуальном походе в воспитании, который позволяет воздействовать на ребенка более гибко и эффективно;
      • учет равноправия ученика в воспитательном процессе, признание значимости самоорганизации, самообучения и т.д.;
      • помощь воспитаннику в обозначении целей, приемов и методов самовоспитания;
      • смещение акцента на повышение внутренней мотивации;
      • работа с воспитанниками над их самосовершенствованием, объективным признанием их сильных и слабых сторон;
      • упор на всестороннее развитие воспитанников: умственное, физическое, душевное, духовное и т.д.;
      • развитие ребенка через его сильные стороны и положительные черты личности, уважение его мнения и позиции, что во многом совпадает с принципом гуманизации воспитания в педагогике.

      Принцип поступательности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий

      Как любой длительный и сложный процесс со сложной и комплексной целью, воспитание необходимо осуществлять, соблюдая определенные правила, определяющие и его свойства. Речь идет о системности, последовательности, конкретности и т.д. Они описывают как ход построения всего процесса, так и его смысловое сущностное содержание.

      Принцип поступательности

      Напомним, что воспитание многогранно. Невозможно говорить о развитии всесторонне развитой личности, если пренебрегать данным принципом. Только так можно держать в фокусе весь спектр ценностей, формированием которых занимается педагог: культурных, нравственных, духовных и т.д. Если воспитательные воздействия будут отрывочными, противоречивыми и не подкрепленными личным примером, едва ли можно говорить об успешности воспитания.

      Для соблюдения данного принципа, важно принимать во внимание следующие факторы:

      • соблюдение четкой структуры воспитательных программ и логической последовательности всего процесса;
      • обращение к инновационным методикам воспитания;
      • системный подход к развитию у детей навыков самовоспитания;
      • построение воспитательного процесса таким образом, чтобы он органично вписывался в контекст жизнедеятельности учебного заведения и мог гибко изменяться при необходимости решения сложных ситуаций;
      • воспитание с опорой на ценностные ориентиры и предпочтения детей;

      Источник https://solncesvet.ru/blog/psihologiya-i-vospitanie/principy-vospitaniya-v-pedagogike/