Принципы воспитания в педагогике: как их применять
Что это такое? Принципы воспитания в педагогике являются основой для определения направлений работы с детьми и способов её организации. Следуя им, педагог вырабатывает собственный стиль и реализует его через творческий подход.
Какой главный? Нет какого-то одного основного принципа, они все равнозначны и взаимодополняемы. Знать их обязательно каждому работнику в сфере образования. Без этого будет сложно построить воспитательный процесс с нуля.
Оглавление:
- Суть принципов воспитания в педагогике
- Система принципов воспитания
- Принцип целенаправленности
- Принцип общественной направленности, связи с жизнью
- Принцип воспитания в труде
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
- Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений
- Принцип поступательности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий
- Принцип оптимизации воспитательного процесса
- Принцип гуманизма и демократизма
- Принцип опоры на позитивные качества
- Принцип сочетания комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности
- Принцип единства, согласованности и на следственности воспитательных влияний, усилий и действий школы, семьи и общественности
- Принцип сознания, самодеятельности и активности воспитанников
Аттестация 2023-2024: основные изменения и новая система оценивания Скачать инструкцию
On-line курсы для педагогов со скидкой 40%: обязательные программы в 2023-2024 году Посмотреть программы обучения
Простите, что прерываем ваше чтение
Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.
Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:
Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели
Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учеников
Возможность участия
в творческих конкурсах
Пожалуйста, помогите нам сделать блог лучше. Поставьте галочку напротив вашего профессионального статуса:
Я педагог школы
Я педагог ДОУ
Интересуюсь для себя
Суть принципов воспитания в педагогике
Принципы воспитания — это, своего рода, маяки, на которые преподаватели ориентируются в своей деятельности. Они помогают им ставить цели и идти к ним, а также проверять себя, когда есть сомнения в том, что действуешь правильно.
До сих пор в педагогике не пришли к единству в терминологии таких понятий, как «принцип» воспитания и «закономерность», а также их четкому разделению. Это связано с тем, что понимание сути процесса воспитания, его разницы с обучением по-прежнему становится предметом споров ученых.
Принципы воспитания можно сравнить также с несущими конструкциями, на которых держится процесс, словно сооружение. За всю историю человечества множество педагогов привносили свои идеи в науку воспитания детей, в том числе формулировали принципы. По сей день идеи некоторых выдающихся педагогов-воспитателей применяются на практике.
В частности, это принципы Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. Некоторые стали базовыми постулатами. Например, принцип народности, гуманизации, культуросообразности, природосообразности и т.д. Надо отметить, что все они отвечают общим требованиям: системность, комплексность, личная направленность, равнозначность, обязательность, гуманность.
Чтобы достичь максимальной эффективности воспитательного процесса, необходимо строго придерживаться соблюдения психолого-педагогических требований всех принципов, которые одинаковы по важности и влиянию на результат.
Преподавателю недостаточно владеть знаниями об основных принципах воспитания. В педагогике необходимо соотносить их с опытом учителя, конкретной задачей, социальным контекстом и индивидуальными возрастными и психологическими особенностями развития воспитанников.
Актуальные данные на
Скачайте инструкции
для успешного прохождения аттестации
и увеличьте свой оклад до 35%
Получение категории методиста и наставника: важные моменты и подводные камни
Как успешно повысить категорию и увеличить оклад до 35%
Аттестация педагогов в 2024 году: правила и исключения
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных
Современная педагогика — живая динамичная наука, которая отражает все трансформации общества. Принципы воспитания, сформировавшиеся ранее, остаются актуальными. Но также они постоянно дополняются новыми, чтобы учебно-воспитательный процесс не стоял на месте и отвечал требованиям жизни.
Система принципов воспитания
Согласно актуальным педагогическим концепциям, принципы воспитания должны обладать общими обязательными чертами.
- Направленность на воспитательную и развивающую учебную деятельность, цель которой — формирование глубокой личности с компетенциями в различных областях, творческим мышлением и сознательным отношением к своей стране и обществу.
- Выстраивание воспитательного процесса в географическом и национальном контексте с последовательным и разумным применением всех принципов и их соотнесением с каждым конкретным случаем.
- Решение задачи по достижению целей учебно-воспитательного процесса, независимо от типа образовательно-воспитательной системы.
Анализ различных педагогических концепций и методик позволяет вывести список основных принципов воспитания в современной педагогике.
-
- активная включенность учащихся в процесс обучения как субъектов, а не объектов;
- развитие и опора на положительные стороны отдельных учеников и всего класса;
- целенаправленность;
- развитие инициативности и сознательности учащихся;
- ориентация на практические навыки и общественную интеграцию;
- воспитание через труд;
- опора на коллектив и коллективные отношения для формирования базовых нравственных ценностей;
- уважение личности и прав ученика при наличии четких нравственных ориентиров и правил поведения;
-
- общность и взаимная дополняемость воспитанияв семье, школе, кружках, секциях и в среде общения со взрослыми;
- применение как индивидуального, дифференцированного, так и комплексного подходов в воспитании;
- четкая, наполненная, практикоориентированная и логичная структура организации воспитательных мероприятий.
Принцип целенаправленности
Суть данного принципа в том, что перед учителями ставится конкретная стратегическая цель, согласно которой выстраивается весь процесс. Это исключает несогласованные действия педагогов или других воспитателей и необдуманные эпизоды воспитательного воздействия.
Принцип целенаправленности подразумевает следующее:
- вектор воспитания направлен на становление личности ребенка, формирование его общих и профессиональных навыков, которые послужат стартом к реализации талантов и социализации;
- ведущая роль нравственного воспитания (на основе национальных, гуманистических и других ценностей);
- акцент на патриотическом аспекте воспитания;
- сознательный выбор педагогами национально-патриотической тематики как ведущей для мероприятий, конкурсов, олимпиад и т.д.;
- использование в воспитательных материалах лучших образцов нравственности и культуры;
- формирование воспитательного процесса с опорой на такие его качества, как ориентация на общечеловеческие ценности, научность, логичность, конкретность и реактивность;
- гармоничное встраивание воспитательной работы в общий процесс развития общества согласно имеющимся ориентирам и задачам.
Все перечисленные условия одинаково применимы и к остальным принципам воспитания и должны прослеживаться при написании соответствующих программ.
Принцип общественной направленности, связи с жизнью
Он подразумевает, что доминантой выступает ориентация на активную интеграцию детей в общественную жизнь посредством их знакомства с общественно-политической и исторической ситуацией, международной и в стране, а также деятельного участия в различных значимых событиях самого разного масштаба. Также этот принцип базируется на применении традиционных локальных методов воспитания.
Данный принцип требует от преподавателей соблюдения следующих важных моментов:
- подробное и глубокое знакомство учеников с бытом и другими жизненными реалиями людей в разных странах мира;
- борьба с отстраненностью детей и их негативизмом по отношению к коллективным мероприятиям и инициативам;
- провокация заинтересованности к важным событиям общественной жизни страны;
- следование в планировании воспитательных мероприятий общей линии политики страны и актуальному общественному контексту;
- применение проверенных традиционных методов воспитания, зарекомендовавших себя на протяжении времени.
Генеральная идея этого принципа заключается в формировании чувства достоинства и гордости как гражданина Российской Федерации.
Принцип воспитания в труде
Еще со времен Античности педагоги понимали, что главная цель как обучения, так и воспитания – сформировать в ребенке знания, умения и базовые навыки, которые помогут ему быть полезным в обществе и успешно реализовать свои природные склонности и таланты.
О том же говорил В. О. Сухомлинский, который был убежден, что задача хорошего воспитателя состоит именно в том, чтобы помочь ребенку определить свои сильные стороны и глубокие интересы, найти им практическое приложение в призме той или иной учебной дисциплины или занятия.
Любая практикоориентированная деятельность, в которой затрагиваются различные стороны ребенка и его способности, помогает формированию воли, познавательного интереса и мотивации.
Именно поэтому так важно уделять особое внимание организации учебно-познавательных мероприятий, нацеленных как на закладку начальных профессиональных навыков, так и в общем на становление стержня личности ученика.
Данный принцип руководствуется следующими законами:
- создание условий для формирования у ребенка искреннего внутреннего интереса к овладению азами той или иной профессии и их практическому применению;
- реализация воспитательного воздействия в процессе практической, трудовой деятельности;
- воспитание в ребенке таких качеств, как ответственность за результаты своего труда и уважительное отношение к плодам чужих стараний и усилий;
- стимуляция и активное включение детей в самые разные виды деятельности как в школе и детских организациях, так и в семье, что становится питательной средой для их активного развития;
- развитие и поддержание в ребенке интереса к какой-либо конкретной профессиональной или общественной деятельности, в которой он сможет попробовать свои силы, реализовать природные задатки и сделать шаг на пути к лучшему пониманию роли в социуме;
- построение жизни коллектива таким образом, чтобы каждый его участник мог активно и деятельно участвовать как в решении бытовых вопросов, так и общественной жизни;
- разработка воспитательных мероприятий на основе материала локального регионального характера.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
Невозможно представить полноценное и естественное формирование личности ребенка без коллектива. Это может быть как совокупность различных влияний отдельных членов коллектива, так и сознательное и целенаправленное воспитание педагога через коллективные отношения. Нахождение в группе людей неминуемо оказывает на нас влияние, пассивное или активное. Недаром в пословице говорится: «С кем поведешься, от того и наберешься». С другой стороны, мы сами как часть коллектива привносим в него что-то свое.
Чтобы коллектив мог отвечать конкретным воспитательным задачам педагога, а также быть созидательной и благоприятной средой для личностной реализации каждого его члена, он должен обладать определенными характеристиками. А именно: взаимопонимание и поддержка его участников, нацеленность на общий результат, здоровая психологическая атмосфера, совместная реализация творческих начал, следование общим заданным критериям, постановка реально выполнимых задач и т.д.
Особенность воспитания через коллектив заключается в том, что у каждого его члена появляется возможность внести свой посильный вклад в общее дело и почувствовать значимость своих усилий, поверить в себя. Это стимулирует силу воли, формирует целеполагание, развивает настойчивость. Коллективный труд воспринимается как общественно важный, деятельность, реализуемая в нем, обретает особую ценность.
Как у отдельной личности, у коллектива могут формироваться общие настроения, взгляды, устои, что вместе оказывает дополнительное влияние на каждого из его членов.
Весомый вклад в вопрос коллективного воспитания внесли практическая деятельность и научные труды советского педагога А.С.Макаренко, работавшего в детских колониях в сложное послереволюционное время. Ему удалось проследить закономерности жизни детских коллективов и использовать их для разработки своей воспитательной системы.
А также сформулировать закон: коллектив живет, пока в нем есть движение к цели, остановка грозит смертью. Также, по мнению Макаренко, у коллектива есть базовые условия для развития (работа на перспективу, открытость, взаимозависимость и ответственность, одновременность действий) и конкретные этапы эволюции.
До 11 декабря
Увеличиваем скидку на курсы для читателей блога до 52%
Успейти купить курсы по максимально низкой цене!- Более 1300 курсов профессиональной переподготовки
- Более 3000 курсов повышения квалификации
- Дистационный формат обучения в удобное время
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Итак, ключевые особенности соблюдения данного принципа таковы:
- Контроль над развитием отношений внутри коллектива, которые создаются из вкладов всех его членов. Для этого необходимо отслеживать, нет ли серьезных стычек, взаимонепонимания, разногласий по самым разным вопросам, а также вовремя регулировать все возникающие затруднения. Общая атмосфера коллектива создается за счет нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания каждого ребенка.
- Постановка общей задачи с конкретными сроками ее исполнения и подробным описанием сути. Важно, чтобы у каждого ребенка была и своя личная ответственность за качественное достижение поставленной цели, а также чтобы весь коллектив понимал важность и преимущества реализации намеченного плана действий.
- Здоровый коллектив как воспитательная среда формируется при условии комфортного пребывания в нем всех его членов. Чтобы этого добиться, у каждого ребенка не должно оставаться ни одного нерешенного вопроса между ним и коллективом. Чем благополучнее каждый член группы, чем более он развит и зрел психологически, тем в целом гармоничнее и все мини-сообщество.
- Формирование активного лидерского ядра коллектива.
- Непрерывное включение и взаимодействие деятельности коллектива с жизнью детской организации, внутри которой он функционирует, города, страны.
- Предоставление воспитанникам возможности самостоятельно выстраивать личные отношения внутри коллектива, находить себя и свое место в группе. Вмешиваться педагогу стоит лишь в ситуациях крайней необходимости.
- Создание условий, при которых коллектив становится для человека фактором самодисциплины и в некотором роде карательной структурой. С другой стороны, не позволять членам группы брать на себя постоянное разрешение всех спорных вопросов, чтобы не разрушить доверие и согласие между ними.
К каким выводам мы приходим? Коллектив играет первостепенную роль в формировании личности ребенка. Речь идет как о стихийном влиянии окружения на ребенка, так и об организованных детских группах, в которых педагог сознательно решает поставленные задачи, сообразно принципам воспитания и развития в педагогике.
Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений
Учебно-воспитательный процесс достигает максимума своей эффективности при условии активного включения в него ученика. Под активностью подразумевается не внимательное отношение к преподаваемому предмету или регулярное участие в конкурсах и олимпиадах.
Речь идет о том, чтобы научить детей учиться: видеть мир широко во всем его многообразии, критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, развивать любознательность, уметь находить информацию, обрабатывать ее и анализировать и т.д.
Основной задачей преподавателя становится увидеть и распознать в воспитаннике его сильные стороны и потенциал роста, помочь ему раскрыться, а в дальнейшем, с опорой на них, способствовать всестороннему развитию личности ребенка. Только так и никак иначе можно гармонично воспитывать ребенка, оставляя место его самостоятельному выбору и ответственности за него. Именно так и формируется субъект-субъектный воспитательный процесс.
Согласно принципу гуманистического воспитания в педагогике, учитель, направляя активность ребенка, показывает ему преимущества самостоятельности и инициативности. Включаясь в образовательный процесс, ученик привносит в него свое видение, что дает преподавателю возможность лучше понять ребенка, его особенности, найти к нему индивидуальный подход.
Все это служит не только и не столько для формирования узких специальных навыков, сколько для передачи ценностей: моральных, нравственных, интеллектуальных, общекультурных и т.д.
Наиболее важным для этого принципа можно считать соблюдение следующих условий:
- фокус на индивидуальном походе в воспитании, который позволяет воздействовать на ребенка более гибко и эффективно;
- учет равноправия ученика в воспитательном процессе, признание значимости самоорганизации, самообучения и т.д.;
- помощь воспитаннику в обозначении целей, приемов и методов самовоспитания;
- смещение акцента на повышение внутренней мотивации;
- работа с воспитанниками над их самосовершенствованием, объективным признанием их сильных и слабых сторон;
- упор на всестороннее развитие воспитанников: умственное, физическое, душевное, духовное и т.д.;
- развитие ребенка через его сильные стороны и положительные черты личности, уважение его мнения и позиции, что во многом совпадает с принципом гуманизации воспитания в педагогике.
Принцип поступательности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий
Как любой длительный и сложный процесс со сложной и комплексной целью, воспитание необходимо осуществлять, соблюдая определенные правила, определяющие и его свойства. Речь идет о системности, последовательности, конкретности и т.д. Они описывают как ход построения всего процесса, так и его смысловое сущностное содержание.
Напомним, что воспитание многогранно. Невозможно говорить о развитии всесторонне развитой личности, если пренебрегать данным принципом. Только так можно держать в фокусе весь спектр ценностей, формированием которых занимается педагог: культурных, нравственных, духовных и т.д. Если воспитательные воздействия будут отрывочными, противоречивыми и не подкрепленными личным примером, едва ли можно говорить об успешности воспитания.
Для соблюдения данного принципа, важно принимать во внимание следующие факторы:
- соблюдение четкой структуры воспитательных программ и логической последовательности всего процесса;
- обращение к инновационным методикам воспитания;
- системный подход к развитию у детей навыков самовоспитания;
- построение воспитательного процесса таким образом, чтобы он органично вписывался в контекст жизнедеятельности учебного заведения и мог гибко изменяться при необходимости решения сложных ситуаций;
- воспитание с опорой на ценностные ориентиры и предпочтения детей;
Источник https://solncesvet.ru/blog/psihologiya-i-vospitanie/principy-vospitaniya-v-pedagogike/