Принципы воспитания в педагогике: как их применять

Принципы воспитания в педагогике: как их применять

Принципы воспитания в педагогике: как их применять

Что это такое? Принципы воспитания в педагогике являются основой для определения направлений работы с детьми и способов её организации. Следуя им, педагог вырабатывает собственный стиль и реализует его через творческий подход.

Какой главный? Нет какого-то одного основного принципа, они все равнозначны и взаимодополняемы. Знать их обязательно каждому работнику в сфере образования. Без этого будет сложно построить воспитательный процесс с нуля.

Оглавление:

  1. Суть принципов воспитания в педагогике
  2. Система принципов воспитания
  3. Принцип целенаправленности
  4. Принцип общественной направленности, связи с жизнью
  5. Принцип воспитания в труде
  6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
  7. Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений
  8. Принцип поступательности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий
  9. Принцип оптимизации воспитательного процесса
  10. Принцип гуманизма и демократизма
  11. Принцип опоры на позитивные качества
  12. Принцип сочетания комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности
  13. Принцип единства, согласованности и на следственности воспитательных влияний, усилий и действий школы, семьи и общественности
  14. Принцип сознания, самодеятельности и активности воспитанников

Аттестация 2023-2024: основные изменения и новая система оценивания Скачать инструкцию

On-line курсы для педагогов со скидкой 40%: обязательные программы в 2023-2024 году Посмотреть программы обучения

Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.

Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:

Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели

Более 2000 бесплатных
олимпиад
для учителей
и учеников

Возможность участия
в творческих конкурсах

Пожалуйста, помогите нам сделать блог лучше. Поставьте галочку напротив вашего профессионального статуса:

Я педагог школы
Я педагог ДОУ
Интересуюсь для себя

Суть принципов воспитания в педагогике

Принципы воспитания — это, своего рода, маяки, на которые преподаватели ориентируются в своей деятельности. Они помогают им ставить цели и идти к ним, а также проверять себя, когда есть сомнения в том, что действуешь правильно.

Суть принципов воспитания в педагогик

До сих пор в педагогике не пришли к единству в терминологии таких понятий, как «принцип» воспитания и «закономерность», а также их четкому разделению. Это связано с тем, что понимание сути процесса воспитания, его разницы с обучением по-прежнему становится предметом споров ученых.

Принципы воспитания можно сравнить также с несущими конструкциями, на которых держится процесс, словно сооружение. За всю историю человечества множество педагогов привносили свои идеи в науку воспитания детей, в том числе формулировали принципы. По сей день идеи некоторых выдающихся педагогов-воспитателей применяются на практике.

В частности, это принципы Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. Некоторые стали базовыми постулатами. Например, принцип народности, гуманизации, культуросообразности, природосообразности и т.д. Надо отметить, что все они отвечают общим требованиям: системность, комплексность, личная направленность, равнозначность, обязательность, гуманность.

Чтобы достичь максимальной эффективности воспитательного процесса, необходимо строго придерживаться соблюдения психолого-педагогических требований всех принципов, которые одинаковы по важности и влиянию на результат.

Преподавателю недостаточно владеть знаниями об основных принципах воспитания. В педагогике необходимо соотносить их с опытом учителя, конкретной задачей, социальным контекстом и индивидуальными возрастными и психологическими особенностями развития воспитанников.

Актуальные данные на
Скачайте инструкции
для успешного прохождения аттестации
и увеличьте свой оклад до 35%

pdf

Получение категории методиста и наставника: важные моменты и подводные камни

pdf

Как успешно повысить категорию и увеличить оклад до 35%

pdf

Аттестация педагогов в 2024 году: правила и исключения
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных

Современная педагогика — живая динамичная наука, которая отражает все трансформации общества. Принципы воспитания, сформировавшиеся ранее, остаются актуальными. Но также они постоянно дополняются новыми, чтобы учебно-воспитательный процесс не стоял на месте и отвечал требованиям жизни.

Читать статью  Проект программы саморазвития профессиональных я на тему

Система принципов воспитания

Согласно актуальным педагогическим концепциям, принципы воспитания должны обладать общими обязательными чертами.

  1. Направленность на воспитательную и развивающую учебную деятельность, цель которой — формирование глубокой личности с компетенциями в различных областях, творческим мышлением и сознательным отношением к своей стране и обществу.
  2. Выстраивание воспитательного процесса в географическом и национальном контексте с последовательным и разумным применением всех принципов и их соотнесением с каждым конкретным случаем.
  3. Решение задачи по достижению целей учебно-воспитательного процесса, независимо от типа образовательно-воспитательной системы.

Система принципов воспитания

Анализ различных педагогических концепций и методик позволяет вывести список основных принципов воспитания в современной педагогике.

    • активная включенность учащихся в процесс обучения как субъектов, а не объектов;
    • развитие и опора на положительные стороны отдельных учеников и всего класса;
    • целенаправленность;
    • развитие инициативности и сознательности учащихся;
    • ориентация на практические навыки и общественную интеграцию;
    • воспитание через труд;
    • опора на коллектив и коллективные отношения для формирования базовых нравственных ценностей;
    • уважение личности и прав ученика при наличии четких нравственных ориентиров и правил поведения;
      • общность и взаимная дополняемость воспитанияв семье, школе, кружках, секциях и в среде общения со взрослыми;
      • применение как индивидуального, дифференцированного, так и комплексного подходов в воспитании;
      • четкая, наполненная, практикоориентированная и логичная структура организации воспитательных мероприятий.

      Принцип целенаправленности

      Суть данного принципа в том, что перед учителями ставится конкретная стратегическая цель, согласно которой выстраивается весь процесс. Это исключает несогласованные действия педагогов или других воспитателей и необдуманные эпизоды воспитательного воздействия.

      Принцип целенаправленности

      Принцип целенаправленности подразумевает следующее:

      • вектор воспитания направлен на становление личности ребенка, формирование его общих и профессиональных навыков, которые послужат стартом к реализации талантов и социализации;
      • ведущая роль нравственного воспитания (на основе национальных, гуманистических и других ценностей);
      • акцент на патриотическом аспекте воспитания;
      • сознательный выбор педагогами национально-патриотической тематики как ведущей для мероприятий, конкурсов, олимпиад и т.д.;
      • использование в воспитательных материалах лучших образцов нравственности и культуры;
      • формирование воспитательного процесса с опорой на такие его качества, как ориентация на общечеловеческие ценности, научность, логичность, конкретность и реактивность;
      • гармоничное встраивание воспитательной работы в общий процесс развития общества согласно имеющимся ориентирам и задачам.

      Все перечисленные условия одинаково применимы и к остальным принципам воспитания и должны прослеживаться при написании соответствующих программ.

      Принцип общественной направленности, связи с жизнью

      Он подразумевает, что доминантой выступает ориентация на активную интеграцию детей в общественную жизнь посредством их знакомства с общественно-политической и исторической ситуацией, международной и в стране, а также деятельного участия в различных значимых событиях самого разного масштаба. Также этот принцип базируется на применении традиционных локальных методов воспитания.

      Конкурс «Учитель года»: история, победители, этапы и советы участникам

      Данный принцип требует от преподавателей соблюдения следующих важных моментов:

      • подробное и глубокое знакомство учеников с бытом и другими жизненными реалиями людей в разных странах мира;
      • борьба с отстраненностью детей и их негативизмом по отношению к коллективным мероприятиям и инициативам;
      • провокация заинтересованности к важным событиям общественной жизни страны;

      Принцип общественной направленности, связи с жизнью

      • следование в планировании воспитательных мероприятий общей линии политики страны и актуальному общественному контексту;
      • применение проверенных традиционных методов воспитания, зарекомендовавших себя на протяжении времени.

      Генеральная идея этого принципа заключается в формировании чувства достоинства и гордости как гражданина Российской Федерации.

      Принцип воспитания в труде

      Еще со времен Античности педагоги понимали, что главная цель как обучения, так и воспитания – сформировать в ребенке знания, умения и базовые навыки, которые помогут ему быть полезным в обществе и успешно реализовать свои природные склонности и таланты.

      О том же говорил В. О. Сухомлинский, который был убежден, что задача хорошего воспитателя состоит именно в том, чтобы помочь ребенку определить свои сильные стороны и глубокие интересы, найти им практическое приложение в призме той или иной учебной дисциплины или занятия.

      Принцип воспитания в труде

      Любая практикоориентированная деятельность, в которой затрагиваются различные стороны ребенка и его способности, помогает формированию воли, познавательного интереса и мотивации.

      Именно поэтому так важно уделять особое внимание организации учебно-познавательных мероприятий, нацеленных как на закладку начальных профессиональных навыков, так и в общем на становление стержня личности ученика.

      Данный принцип руководствуется следующими законами:

      • создание условий для формирования у ребенка искреннего внутреннего интереса к овладению азами той или иной профессии и их практическому применению;
      • реализация воспитательного воздействия в процессе практической, трудовой деятельности;
      • воспитание в ребенке таких качеств, как ответственность за результаты своего труда и уважительное отношение к плодам чужих стараний и усилий;
      • стимуляция и активное включение детей в самые разные виды деятельности как в школе и детских организациях, так и в семье, что становится питательной средой для их активного развития;

      Новые ученики в классе: методы успешной адаптации

      • развитие и поддержание в ребенке интереса к какой-либо конкретной профессиональной или общественной деятельности, в которой он сможет попробовать свои силы, реализовать природные задатки и сделать шаг на пути к лучшему пониманию роли в социуме;
      • построение жизни коллектива таким образом, чтобы каждый его участник мог активно и деятельно участвовать как в решении бытовых вопросов, так и общественной жизни;
      • разработка воспитательных мероприятий на основе материала локального регионального характера.

      Принцип воспитания в коллективе и через коллектив

      Невозможно представить полноценное и естественное формирование личности ребенка без коллектива. Это может быть как совокупность различных влияний отдельных членов коллектива, так и сознательное и целенаправленное воспитание педагога через коллективные отношения. Нахождение в группе людей неминуемо оказывает на нас влияние, пассивное или активное. Недаром в пословице говорится: «С кем поведешься, от того и наберешься». С другой стороны, мы сами как часть коллектива привносим в него что-то свое.

      Принцип воспитания в коллективе

      Чтобы коллектив мог отвечать конкретным воспитательным задачам педагога, а также быть созидательной и благоприятной средой для личностной реализации каждого его члена, он должен обладать определенными характеристиками. А именно: взаимопонимание и поддержка его участников, нацеленность на общий результат, здоровая психологическая атмосфера, совместная реализация творческих начал, следование общим заданным критериям, постановка реально выполнимых задач и т.д.

      Особенность воспитания через коллектив заключается в том, что у каждого его члена появляется возможность внести свой посильный вклад в общее дело и почувствовать значимость своих усилий, поверить в себя. Это стимулирует силу воли, формирует целеполагание, развивает настойчивость. Коллективный труд воспринимается как общественно важный, деятельность, реализуемая в нем, обретает особую ценность.

      Рабочая программа воспитания в школе: задачи, структура, правила составления

      Как у отдельной личности, у коллектива могут формироваться общие настроения, взгляды, устои, что вместе оказывает дополнительное влияние на каждого из его членов.

      Весомый вклад в вопрос коллективного воспитания внесли практическая деятельность и научные труды советского педагога А.С.Макаренко, работавшего в детских колониях в сложное послереволюционное время. Ему удалось проследить закономерности жизни детских коллективов и использовать их для разработки своей воспитательной системы.

      А также сформулировать закон: коллектив живет, пока в нем есть движение к цели, остановка грозит смертью. Также, по мнению Макаренко, у коллектива есть базовые условия для развития (работа на перспективу, открытость, взаимозависимость и ответственность, одновременность действий) и конкретные этапы эволюции.

      До 11 декабря
      Увеличиваем скидку на курсы для читателей блога до 52%
      Успейти купить курсы по максимально низкой цене!

      • Более 1300 курсов профессиональной переподготовки
      • Более 3000 курсов повышения квалификации
      • Дистационный формат обучения в удобное время

      Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку

      Итак, ключевые особенности соблюдения данного принципа таковы:

      • Контроль над развитием отношений внутри коллектива, которые создаются из вкладов всех его членов. Для этого необходимо отслеживать, нет ли серьезных стычек, взаимонепонимания, разногласий по самым разным вопросам, а также вовремя регулировать все возникающие затруднения. Общая атмосфера коллектива создается за счет нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания каждого ребенка.
      • Постановка общей задачи с конкретными сроками ее исполнения и подробным описанием сути. Важно, чтобы у каждого ребенка была и своя личная ответственность за качественное достижение поставленной цели, а также чтобы весь коллектив понимал важность и преимущества реализации намеченного плана действий.
      • Здоровый коллектив как воспитательная среда формируется при условии комфортного пребывания в нем всех его членов. Чтобы этого добиться, у каждого ребенка не должно оставаться ни одного нерешенного вопроса между ним и коллективом. Чем благополучнее каждый член группы, чем более он развит и зрел психологически, тем в целом гармоничнее и все мини-сообщество.
      • Формирование активного лидерского ядра коллектива.
      • Непрерывное включение и взаимодействие деятельности коллектива с жизнью детской организации, внутри которой он функционирует, города, страны.
      • Предоставление воспитанникам возможности самостоятельно выстраивать личные отношения внутри коллектива, находить себя и свое место в группе. Вмешиваться педагогу стоит лишь в ситуациях крайней необходимости.
      • Создание условий, при которых коллектив становится для человека фактором самодисциплины и в некотором роде карательной структурой. С другой стороны, не позволять членам группы брать на себя постоянное разрешение всех спорных вопросов, чтобы не разрушить доверие и согласие между ними.

      Учебная нагрузка преподавателя: какой должна быть

      К каким выводам мы приходим? Коллектив играет первостепенную роль в формировании личности ребенка. Речь идет как о стихийном влиянии окружения на ребенка, так и об организованных детских группах, в которых педагог сознательно решает поставленные задачи, сообразно принципам воспитания и развития в педагогике.

      Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений

      Учебно-воспитательный процесс достигает максимума своей эффективности при условии активного включения в него ученика. Под активностью подразумевается не внимательное отношение к преподаваемому предмету или регулярное участие в конкурсах и олимпиадах.

      Речь идет о том, чтобы научить детей учиться: видеть мир широко во всем его многообразии, критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, развивать любознательность, уметь находить информацию, обрабатывать ее и анализировать и т.д.

      Принцип субъект-субъектного характера

      Основной задачей преподавателя становится увидеть и распознать в воспитаннике его сильные стороны и потенциал роста, помочь ему раскрыться, а в дальнейшем, с опорой на них, способствовать всестороннему развитию личности ребенка. Только так и никак иначе можно гармонично воспитывать ребенка, оставляя место его самостоятельному выбору и ответственности за него. Именно так и формируется субъект-субъектный воспитательный процесс.

      Согласно принципу гуманистического воспитания в педагогике, учитель, направляя активность ребенка, показывает ему преимущества самостоятельности и инициативности. Включаясь в образовательный процесс, ученик привносит в него свое видение, что дает преподавателю возможность лучше понять ребенка, его особенности, найти к нему индивидуальный подход.

      Все это служит не только и не столько для формирования узких специальных навыков, сколько для передачи ценностей: моральных, нравственных, интеллектуальных, общекультурных и т.д.

      Наиболее важным для этого принципа можно считать соблюдение следующих условий:

      • фокус на индивидуальном походе в воспитании, который позволяет воздействовать на ребенка более гибко и эффективно;
      • учет равноправия ученика в воспитательном процессе, признание значимости самоорганизации, самообучения и т.д.;
      • помощь воспитаннику в обозначении целей, приемов и методов самовоспитания;
      • смещение акцента на повышение внутренней мотивации;
      • работа с воспитанниками над их самосовершенствованием, объективным признанием их сильных и слабых сторон;
      • упор на всестороннее развитие воспитанников: умственное, физическое, душевное, духовное и т.д.;
      • развитие ребенка через его сильные стороны и положительные черты личности, уважение его мнения и позиции, что во многом совпадает с принципом гуманизации воспитания в педагогике.

      Принцип поступательности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий

      Как любой длительный и сложный процесс со сложной и комплексной целью, воспитание необходимо осуществлять, соблюдая определенные правила, определяющие и его свойства. Речь идет о системности, последовательности, конкретности и т.д. Они описывают как ход построения всего процесса, так и его смысловое сущностное содержание.

      Принцип поступательности

      Напомним, что воспитание многогранно. Невозможно говорить о развитии всесторонне развитой личности, если пренебрегать данным принципом. Только так можно держать в фокусе весь спектр ценностей, формированием которых занимается педагог: культурных, нравственных, духовных и т.д. Если воспитательные воздействия будут отрывочными, противоречивыми и не подкрепленными личным примером, едва ли можно говорить об успешности воспитания.

      Для соблюдения данного принципа, важно принимать во внимание следующие факторы:

      • соблюдение четкой структуры воспитательных программ и логической последовательности всего процесса;
      • обращение к инновационным методикам воспитания;
      • системный подход к развитию у детей навыков самовоспитания;
      • построение воспитательного процесса таким образом, чтобы он органично вписывался в контекст жизнедеятельности учебного заведения и мог гибко изменяться при необходимости решения сложных ситуаций;
      • воспитание с опорой на ценностные ориентиры и предпочтения детей;

      Источник https://solncesvet.ru/blog/psihologiya-i-vospitanie/principy-vospitaniya-v-pedagogike/