Какие существуют принципы педагогики и как они реализуются

Какие существуют принципы педагогики и как они реализуются

Разбираемся в основных идеях, призванных улучшить педагогический процесс.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Наталья Скорнякова

Наталья Скорнякова
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Педагогика как наука о воспитании, обучении и развитии человека имеет две главные функции. Первая из них, как отмечает Володар Краевский в пособии «Методология педагогики» 2001 года, — научно-теоретическая. Она изучает и отражает педагогическую действительность «как есть». А вторая функция, конструктивно-техническая, описывает «как должно быть».

На стыке этих двух функций существуют педагогические закономерности — выявленные устойчивые связи внутри педагогической системы. А также педагогические принципы — предписания, сформулированные на основе этих закономерностей.

Андрей Хуторской в учебнике «Современная дидактика» называет принцип «руководством к действию» и приводит следующее определение:

«Педагогический принцип — нормативное положение, которое базируется на педагогической закономерности и характеризует стратегию решения педагогических задач».

Каждый принцип реализуется с помощью правил — это прикладные рекомендации или требования, определяющие подход к решению конкретных педагогических задач.

Разные педагоги могут формулировать и обосновывать разные принципы. К тому же, как отмечает Хуторской, среди принципов, действующих в педагогике, существует иерархия: общенаучные принципы → собственно педагогические принципы → дидактические принципы → принципы отдельных педагогических систем и подходов.

Рассмотрим наиболее общие педагогические принципы, на которых и основывается эта наука.

Принцип природосообразности

Суть:

Образование человека должно быть сообразно природе.

Человек — часть природы, поэтому его воспитание, обучение и развитие подчиняются законам природы. Эта идея знакома человечеству с древности — со времён, когда природные явления и стихии были объектами поклонения.

Сам принцип природосообразности в середине XVII века сформулировал чешский гуманист и основоположник педагогики Ян Амос Коменский. В своём труде «Великая дидактика» он обосновывал важность естественного развития ребёнка и критиковал современные ему школы за то, что они «не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями».

Читать статью  Как заниматься саморазвитием, чтобы действительно развивать навыки

Андрей Хуторской называет правила, по которым реализуется принцип природосообразности:

  • Образование следует строить с учётом природных особенностей учащихся (индивидуальных, возрастных, половых), уровня развития, а также фаз внутренней и внешней активности.
  • Обучение определяется природно-климатическими условиями проживания ученика: климатом, пищей, доступными ему средствами материальной жизни.
  • Каждое время года имеет соответствующие доминанты видов учебной деятельности, а распорядок учебного дня определяется суточным движением Солнца.
  • Образование включает заботу о здоровье человека — физическом, психическом, нравственном.
  • Человека следует учить находиться в гармонии с природой, заботиться о ней.

Принцип культуросообразности

Суть:

Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и традициях национальных культур.

Этот принцип ввёл в педагогику немецкий учёный Адольф Дистервег в XIX веке. Он утверждал, что основа развития нового поколения людей — состояние культуры народа. Поэтому при воспитании человека важно максимально использовать культурные особенности среды, в которой он находится.

Принцип культуросообразности реализуется с помощью таких правил:

  • Первичным в воспитании должно быть освоение культуры региона, нации, общества, страны ученика. Изучение культур других стран и народов происходит при дальнейшем образовании.
  • Культура присутствует в образовании не только как предмет изучения, но и как деятельность — учащиеся сами участвуют в культурных процессах, получают установку на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
  • Результат образования — осознанное владение ценностями и нормами культуры.

Принцип гуманизации

Суть:

Главная ценность в образовании — человек.

Как пишет Валентина Безрукова в учебнике «Педагогика. Проективная педагогика» 1999 года, принцип гуманизации «направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных воспитательных отношений».

Эта идея тоже не нова, её развивали многие мыслители и педагоги прошлых веков — Ян Коменский и Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци и Константин Ушинский. И хотя во времена Советского Союза она уступила место коллективизму, в современной педагогике гуманистические принципы играют очень важную роль.

Читать статью  25 лучших книг для саморазвития, которые повлияли на мою жизнь

Принцип гуманизации осуществляется с помощью таких правил:

  • Посредством педагогических технологий следует создавать условия для успешного обучения как можно большему количеству учащихся — с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.
  • Педагогический процесс важно строить на полном признании гражданских прав ученика и уважении к нему.
  • Необходимо знать положительные качества воспитанника и в ходе педагогического процесса опираться на них.
  • Важно осуществлять гуманистическое просвещение учащихся и достаточное гуманитарное образование.

Принцип целостности

Суть:

Все компоненты педагогического процесса находятся в единстве и взаимосвязи.

Педагогический процесс — сложная система, и, как уже упоминалось выше, между её составляющими существует множество взаимосвязей. Педагогу следует понимать их и выстраивать сбалансированный, согласованный образовательный процесс, где знания, умения и навыки, а также нормы, идеалы и ценностные ориентации складываются в единую систему представлений о мире.

Валентина Безрукова отмечает, что «реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса», и формулирует следующие правила:

  • Педагогический процесс и воспитательные отношения следует подчинять конечной цели развития каждого ученика.
  • Все компоненты педагогического процесса, а также условия, обеспечивающие их эффективность, должны находиться во взаимосвязи.
  • Необходимо учитывать данные физиологии, психологии и социологии, проектируя и осуществляя педагогический процесс.
  • Важно соизмерять реальные возможности педагогической практики по применению теории и передового опыта.

Принцип демократичности

Суть:

Участники педагогического процесса обладают определёнными свободами для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Этот принцип тоже выделяет Валентина Безрукова, и он способствует тому, чтобы учащиеся, педагоги и родители могли более ощутимо влиять на содержание и методы образования. Как отмечает Безрукова, «благодаря этому принципу педагоги могут автономно строить свои методические системы, поддерживать гражданские права участников педпроцесса».

Принцип демократизации осуществляется c помощью таких правил:

  • Важно создавать индивидуально-ориентированный педагогический процесс.
  • Педагогический процесс должен быть открыт для общественного контроля и влияния.
  • Очень важно нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся — для их защиты от негативного влияния среды и неблагоприятного воздействия друг на друга.
  • Стоит вводить самоуправление учащихся, посредством которого будет развиваться их самовоспитание, самообразование, самообучение.
  • Следует обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.
Читать статью  Чем заняться для саморазвития? «Колесо жизни» на практике

Принцип человекосообразности

суть:

Образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

Этот принцип сформулировал Андрей Хуторской в статье «Человекообразующее обучение» 1990 года. По мнению педагога, главная задача образования — выявить и реализовать заложенный в конкретном человеке потенциал.

Хуторской приводит такие правила осуществления принципа:

  • Образование ученика происходит в соответствии с тем, что для него актуально и что им осознано.
  • Образовательное целеполагание включает цели ученика.
  • Применяемые формы, методы, технологии обучения соответствуют природе ученика, его ценностям, смыслам, целям и потребностям.
  • Образовательный процесс предполагает диагностику готовности к обучению, фиксацию начального состояния по каждому направлению обучения, систему отслеживания и оценки прогресса ученика.
  • Возможности ученика реализуются через организованную продуктивную деятельность, а создаваемые им образовательные продукты имеют ценность для самого ученика и окружающего мира.

Как отмечает Валентина Безрукова, педагогические принципы улучшают педагогический процесс, когда реализуются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. При этом их сознательное применение — непростая задача. Во-первых, педагог должен проанализировать конкретные образовательные цели и в соответствии с ними отобрать приоритетные для их достижения принципы. Во‑вторых — должен применить правила реализации соответствующих принципов, выбирая содержание, методы, средства и формы организации педагогического процесса.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Источник https://skillbox.ru/media/education/printsipy-pedagogiki-kakie-sushchestvuyut-i-kak-realizuyutsya/