Система психологического сопровождения детей группы рискаметодическая разработка по психологии на тему

Система психологического сопровождения детей группы риска
методическая разработка по психологии на тему

Психологическое сопровождение — это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуального сопровождения детей группы риска, следующие:

  • выявление неблагополучных семей, способных принять социально­ психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
  • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
  • психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
  • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста, в первую очередь, заключается в непосредственной (индивидуальной) работе с ребенком, которая предполагает его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.

Во-вторых, работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.

В третьих, работа с педагогическим коллективом. Основная задача в работе с педагогами — формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.

Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска — своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу — психологу в случаях:

Скачать:

Вложение Размер
Файлsistema_psih._sopr._detey_gruppy_riska.docx 22.78 КБ
Файлsistema_psih.sopr_.gruppy_riska.pptx 1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение — это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуального сопровождения детей группы риска, следующие:

  • выявление неблагополучных семей, способных принять социально психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
  • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
  • психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
  • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста, в первую очередь, заключается в непосредственной (индивидуальной) работе с ребенком, которая предполагает его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.

Читать статью  Педагогическая культура родителейстатья по теме

Во-вторых, работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.

В третьих, работа с педагогическим коллективом. Основная задача в работе с педагогами — формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.

Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска — своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу — психологу в случаях:

  • наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
  • появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
  • употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
  • кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.

К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:

  • проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;
  • сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими
  • негативный образ «Я», неадекватная самооценка;
  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
  • переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
  • трудности в обучении;
  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях.

Таким образом, основная цель работы педагога-психолога с детьми группы риска — создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.

Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска

Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, запрос могут поступить от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка.

Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической работы: с детьми подросткового возраста — в 2 этапа продолжительностью не более 45-60 минут каждый.

Основной диагностический инструментарий психолога
в работе с детьми группы риска:

Учебная деятельность: диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.А. Ступницкой); методика определения школьной дезадаптации Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко.

Эмоционально-личностная сфера: детский вариант личностного опросника Айзенка; тест школьной тревожности Филлипса; личностный опросник Р. Кеттелла (12F); тест Р. Кеттелла (14- факторный, подростковый вариант).

Коммуникативная сфера личности и социальное развитие: методика диагностики социально-психологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда; методика Р. Жиля.

Психологическое консультирование детей группы риска

Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу- психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая.

Схема консультирования может строиться двумя способами — в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог. Поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.

В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.

(13 слайд) Психоконсультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:

  • запрос подростка — описание проблемы и желаемых изменений в себе,

конкретных людях, ситуации;

  • установление контакта с подростком;
  • диагностическая беседа — поиск причин возникновения проблемы;
  • интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы;
  • совместная выработка конструктивных способов решения.

Особенности психологического консультирования подростков

Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций

Внутренний психологический мир подростка: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуации жизнедеятельности и развития и т. д.

Желание консультироваться — получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами

Читать статью  Какую основную проблему решает семейная экономика кратко

Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации

Решение актуальных личностных, жизненных, социальных проблем подростка путем преодоления психологических затруднений

Шаги, планируемые для достижения цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются индивидуальными особенностями подростка, характером проблемы

Результатом конкретной консультации могут быть:

  • повышение информированности;

• понимание причин проблемы, снятие эмоционального напряжения;

  • выявление собственных ресурсов — сил и способов поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, улучшение самоотношения;
  • освоение новых моделей поведения, самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, изменение негативных установок и норм поведения

По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками.

Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:

  • развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения
  • повышение учебной мотивации;
  • формирование социальной компетентности, навыков общения,

эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

  • формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных
  • развитие стремления к самопознанию подростков в различных социальных ситуациях, определению своей позиции и способа адекватного поведения в них;
  • профилактика употребления психоактивных веществ.

Противопоказания для групповой коррекционной работы:

  • наличие тяжелых психических расстройств;
  • выраженная двигательная расторможенность;
  • проблемы интимно-личностного характера (сексуальные нарушения, пережитые психотравмы и т. д.);
  • выраженная шизоидная психопатия.

Групповая коррекционно-развивающая работа показана при характерологических нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, трудности в социальном взаимодействии. На коррекционно-развивающих и тренинговых занятиях создаются условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков группы социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия, осваивают результативные способы выхода из трудных, стрессовых, конфликтных ситуаций, учатся самоанализу и рефлексии, у них развивается позитивное самоотношение.

Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения соответствия целям и задачам программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное преодоление проблем развития, а иметь более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

города Губкина Белгородской области

Теоритическое сообщение на тему: «Система

детей группы риска»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовила: педагог-психолог МАОУ «СОШ № 17» Сигаева В. А. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Психологическое сопровождение — это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуального сопровождения детей группы риска : выявление неблагополучных семей, способных принять социально­ психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы; содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося; помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи); психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации; профилактика учебной и социальной дезадаптации , девиантного поведения; работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на: обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии, психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.

Непосредственная ( индивидуальная) работа с ребенком, которая предполагает его психолого-педагогическую поддержку

Р абота с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений

Основная задача в работе с педагогами — формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями

Читать статью  Финансовые проблемы в семье

Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска — своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу — психологу в случаях: наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.); появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.); употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ; кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.

К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся: проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми; сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками; негативный образ «Я», неадекватная самооценка; поиск комфортного существования, эмоционального благополучия; отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей; переживание собственной неуспешности , проблемности , отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию; трудности в обучении; отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях.

Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, запрос могут поступить от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка.

Основной диагностический инструментарий психолога в работе с детьми группы риска: Учебная деятельность: диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.А. Ступницкой ); методика определения школьной дезадаптации Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко. Эмоционально-личностная сфера: детский вариант личностного опросника Айзенка ; тест школьной тревожности Филлипса ; личностный опросник Р. Кеттелла (12F); тест Р. Кеттелла (14- факторный, подростковый вариант). Коммуникативная сфера личности и социальное развитие: методика диагностики социально-психологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда ; методика Р. Жиля.

Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу- психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая.

Психоконсультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой: запрос подростка — описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации; установление контакта с подростком; диагностическая беседа — поиск причин возникновения проблемы; интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы; совместная выработка конструктивных способов решения.

Особенности психологического консультирования подростков Назначение Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций Предмет Внутренний психологический мир подростка: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуации жизнедеятельности и развития и т. д. Условия использования Желание консультироваться — получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами Характер Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации Цель Решение актуальных личностных, жизненных, социальных проблем подростка путем преодоления психологических затруднений Профессиональные (психологические) задачи Шаги, планируемые для достижения цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются индивидуальными особенностями подростка, характером проблемы Результат Результатом конкретной консультации могут быть: повышение информированности; • понимание причин проблемы, снятие эмоционального напряжения; выявление собственных ресурсов — сил и способов поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, улучшение самоотношения ; освоение новых моделей поведения, самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, изменение негативных установок и норм поведения

Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи: развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы; повышение учебной мотивации; формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях; формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей; развитие стремления к самопознанию подростков в различных социальных ситуациях, определению своей позиции и способа адекватного поведения в них; профилактика употребления психоактивных веществ.

Противопоказания для групповой коррекционной работы: наличие тяжелых психических расстройств; выраженная двигательная расторможенность; проблемы интимно-личностного характера (сексуальные нарушения, пережитые психотравмы и т. д.); выраженная шизоидная психопатия.

Источник https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/12/27/sistema-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-detey-gruppy-riska

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *