Особенности образа мужчины у подростков из неполных семей — Понятие «индивидуально-психологические характеристики личности»

Особенности образа мужчины у подростков из неполных семей — Понятие «индивидуально-психологические характеристики личности»

Людмила Фирмаль Людмила Фирмаль

Семья — один из важнейших институтов воспитания. Это связано с тем, что ребенок находится там большую часть своей жизни, и ни один другой институт не может сравниться с семьей по своему влиянию на человека. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

Ни для кого не секрет, что распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время количество разводов стремительно растет как в России, так и на Западе. По статистике, в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, растущих в неполных семьях, где в подавляющем большинстве воспитателем является мать.

Как показывает ряд исследований, жизнь и условия воспитания ребенка в неполных семьях имеют очевидные особенности и значительно отличаются от жизни ребенка в полных семьях. Негативные процессы, вызванные современной социально-экономической ситуацией, особенно ярко проявляются в воспитании детей из неполных семей. В дополнение к материальным трудностям, с которыми сталкиваются родители-одиночки, мать не может одновременно реализовать обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль взаимоотношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, являются причиной нервно-психических расстройств, фактором риска антисоциального поведения, деформации личности, способствуют возникновению проблем взаимоотношений ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни подростка отражаются в особенностях развития его личности.

Степень развития науки. Изучение индивидуально-психологических особенностей подростков в неполных семьях всегда привлекало внимание исследователей. Большой вклад в изучение проблемы возникновения неполных семей, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы детей, живущих в таких семьях, внесли такие ученые, как: М.И. Буянов, А.И. Захаров, И.С. Кон, Ж. Лангамайр, З. Матейчик, В.С. Мухина, М. Шофилд, А.С. Спиваковская, М. Хоффман, Р. Эванс.

A. Adler, D. Baumrind, J. Bowlby, K. Leonhard, A.N. Leontiev, A.E. Lichko, E.E. Maccoby, E.O. Смирнова, А.С. Спиваковская, Е.С. Шеффер, Е.Г. Эйдмиллер и другие ученые анализируют детско-родительские отношения, выделяют и описывают типы семейного воспитания.

Тем не менее, существует проблема: несмотря на проведенные исследования, проблема коррекции детско-родительских отношений в неполных семьях остается недостаточно изученной.

Проблема исследования относится к противоречиям, вызванным:

  • резкое увеличение числа разводов и уязвимость детей в ситуациях распада семьи;
  • уменьшение количества детей в семьях и возрастающие трудности в социализации.

Цель исследования — изучение индивидуально-психологических особенностей подростков в неполных семьях, состоящих на обслуживании в отделении социальной помощи семье и детям Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания «Таяныч» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе «город Казань».

Предметом исследования являются индивидуально-психологические характеристики личности.

Предмет исследования — индивидуально-психологические особенности детей-подростков, выросших в неполных семьях.

Гипотеза исследования: подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по следующим индивидуально-психологическим характеристикам: Подростки проявляют повышенную тревожность, агрессивность, враждебные реакции и личностные тенденции; кроме того, они часто имеют неадекватную самооценку.

Особенности образа мужчины у подростков из неполных семей

Понятие «индивидуально-психологические характеристики личности»

Каждый человек отличается от других огромным, почти неисчерпаемым количеством индивидуальных характеристик, то есть характеристик, присущих ему как личности.

Индивидуальность — это своеобразное сочетание индивидуальных характеристик человека, отличающее его от других людей.

Индивид — это отдельная личность в совокупности всех присущих ей характеристик: биологических, физических, социальных, психологических и т.д.

Термин «индивидуальные характеристики» включает в себя не только психологические, но и соматические («сома» в переводе с латинского означает «тело») характеристики человека: цвет глаз и волос, рост и фигуру, развитие скелета и мышц и т.д. Индивидуальность характеризуется социально значимыми отличиями от других людей и выражается в своеобразии психики и личности индивида, его неповторимости, а также в особенностях темперамента, характера, специфических интересах, качествах перцептивных процессов (восприятия) и интеллекта, потребностях и способностях индивида. С точки зрения материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности лежит в анатомических и физиологических условиях, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер и порождающего широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Читать статью  Государственные социальные программы – для кого предназначены и в чем их суть

Индивидуальные психологические характеристики отличают одного человека от другого.

Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических черт в четыре группы, которые образуют четыре основные стороны личности:

  1. биологически обусловленные черты (темперамент, склонности, элементарные потребности).
  2. социально обусловленные черты (ориентация, моральные черты, мировоззрение).
  3. индивидуальные характеристики различных психических процессов. 4.
  4. опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).

Не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Но все черты характера — это, понятно, черты личности.

Характер — это центральная психическая черта человека, которая влияет на все его действия и поступки, черта, от которой, прежде всего, зависит работоспособность человека в различных жизненных ситуациях.

Другими словами, определяя характер, мы можем сказать, что это набор личностных черт, которые определяют типичные способы реагирования на жизненные обстоятельства.

Под характером мы понимаем не любые индивидуально-психологические особенности человека, а лишь совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, которые типичны для данного человека и систематически проявляются в его действиях и поступках.

По мнению Б.Г. Ананьева, характер «выражает основную направленность жизни и проявляется в определенном образе действий для конкретного человека. Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «особенность».

Очень часто под характером понимают то, что почти совпадает с личностью или отличается от личности по тому критерию, что характер включает в себя всю личность, а личность — это только общее. Такие виды мы имели в 40-е, 50-е и 60-е годы. Существует шутливая типология, приведенная Б.С. Братусом в одной из его книг: «Хороший человек с хорошим характером, хороший человек с плохим характером, плохой человек с хорошим характером и плохой человек с плохим характером. С точки зрения здравого смысла, такая типология соответствует реальности, она работает. Прежде всего, это говорит о том, что личность и характер — это не одно и то же, они не совпадают.

Личность отличается не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Можно выделить ряд подсистем или черт, которые просто выражают различное отношение человека к определенным аспектам реальности.

Типология характера личности

Давайте рассмотрим описание некоторых типов личности.

Гипертимический тип — такие люди отличаются чрезвычайной общительностью, красноречием, ярко выраженными жестами и мимикой. Это энергичные, инициативные, оптимистичные люди. В то же время они легкомысленны, раздражительны и с трудом переносят условия жесткой дисциплины, вынужденного одиночества.

Отличительный тип. Эти люди характеризуются низкой общительностью, отсутствием вербального общения и склонностью к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко вступают в конфликты. Серьезный, добросовестный, верный в дружбе, но не слишком пассивный и медлительный.

Циклоидный тип. Для них характерны частые периодические перепады настроения. Во время эмоциональных подъемов они ведут себя по гипертимическому типу, во время спада — по дистимическому.

Педантичный тип. Эти люди отличаются добросовестностью и аккуратностью, надежностью в делах, но в то же время они могут раздражать окружающих излишним формализмом и скукой.

Презентабельный тип. Они артистичны, вежливы, их мысли и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. В то же время такие люди эгоистичны, лицемерны, нечестны в работе, тщеславны.

Экстравертный тип. Их поощряют действовать и стимулировать внешний мир. Не любит одиночества, нуждается в поддержке и одобрении людей. Они общительны и имеют много друзей. Легко поддается влиянию, подвержен влиянию. Легко развлекается, склонен к необдуманным поступкам.

Интровертный тип. Они сосредоточены на своем внутреннем мире, поэтому мало контактируют, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в свою личную жизнь. Сдержанны, редко ввязываются в конфликты. В то же время они довольно упрямы, консервативны, с трудом поддаются перестройке.

Садо-мазохистский тип. Пытаясь устранить причины своих неудач в жизни, такие люди склонны действовать агрессивно. Мазохисты пытаются взять вину на себя, погрязнув в самокритике и саморазрушении, выставляя напоказ собственную неполноценность и беспомощность. Садисты ставят людей в зависимость от себя, получая неограниченную власть над ними, причиняя боль и страдания, испытывая при этом удовольствие.

Конформистский тип. Эти люди почти никогда не имеют собственного мнения или социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это тип сознательного и бессознательного оппортуниста.

Читать статью  Чем занимается психолог и как им стать?

Тип мышления. Эти люди больше доверяют тому, что продумано и логически обосновано. Они стремятся к истине и мало заботятся о справедливости. Они любят доводить все до полной ясности. Умеют сохранять спокойствие, когда другие теряют самообладание.

Чувствительный тип. Люди этого типа обладают повышенной чувствительностью ко всему приятному и всему неприятному. Они альтруисты, всегда ставят себя на место других, с радостью помогают, даже если это причиняет боль им самим. Если они принимают все близко к сердцу, их обвиняют в излишней нерешительности.

В последнее время набирает популярность типология, предложенная известным швейцарским психологом Карлом Юнгом в его работе «Психологические типы». Давайте рассмотрим некоторые из его положений в дополнение к уже приведенной типологии.

Экстравертные мыслители имеют набор жизненных проявлений, которые зависят от их интеллектуальных выводов, но каждое суждение основано на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Экстравертные мыслители становятся государственными деятелями, юристами, почетными академиками и успешными предпринимателями.

Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст — это граница между детством и взрослостью, связанная с возрастом обязательного участия в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослой жизни оформлялся специальными ритуалами, благодаря которым подросток не только обретал новый социальный статус, но и, словно заново родившись, получал новое имя.

Границы подросткового периода примерно совпадают с формированием детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст 10-11-14 лет, однако фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходит на год раньше или позже.

Особое место подросткового возраста в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «поворотный пункт», «трудный», «критический». Они отражают сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной жизненной эпохи к другой. Переход от детства к взрослости является основным содержанием и специфическим отличием всех аспектов развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям идет формирование качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и сверстниками, способа социального взаимодействия с ними, содержания морально-этических норм, опосредующих поведение, деятельность и отношения.

В повседневной жизни, в семье и в школе, часто можно услышать такие разговоры:

  • «Раньше он был послушным мальчиком, но теперь он стал упрямым, даже грубым;
  • «Он был тихим, а теперь стал нестабильным;
  • Был застенчивым, слишком застенчивым — стал независимым и самостоятельным и т.д.

Поэтому давайте подробнее рассмотрим некоторые основные особенности подросткового возраста, чтобы понять причины и механизмы агрессии на этом возрастном этапе.

Одной из острых проблем подросткового возраста является перестройка отношений с родителями, переход от зависимости в детстве к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «поворотными точками» этого возраста: психофизиологической — половое созревание и все, что с ним связано, и социальной — окончание детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, которые приносят физические изменения, бессознательное сексуальное влечение, а также эмоционально — чувствительные изменения.

Второй момент — окончание детства и переход в мир взрослых — связан с развитием в сознании подростка критико-рефлексивного мышления в аргументированной форме. Это определяющее состояние психики подростка. Это создает главное основное противоречие в жизни подростка. Разум, т.е. формальная жесткая логика, владеет разумом подростка. Именно так: он не обладает этой логикой, но она появляется в его сознании как некое принуждение. Он требует однозначного ответа на каждый вопрос и оценку: истинно или ложно, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, вступать в антагонистические отношения с близкими людьми, потому что многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки разумной логики, и он готов отвергнуть все, что не соответствует этой логике, потому что она является доминирующей силой в его сознании, критерием его суждений и оценок.

Но, будучи равным взрослому по характеру логики мышления, подросток все же остается ребенком по жизненному опыту и содержанию сознания. Он протестует против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, и в то же время ему нужны тепло, ласка, понимание, одобрение и прощение взрослых.

Читать статью  РП по ОФГ 5-7 классрабочая программа (5, 6, 7 класс)

Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально-психологические особенности подростков

Неполная семья — один из основных социально-демографических типов современных семей.

Неполная семья — это малая группа с частично неполными связями, в которой отсутствует традиционная система отношений мать-отец-ребенок.

Существует несколько источников неполных семей. Самый массовый из них связан с распадом семьи из-за развода супругов.

Социологическая информация, собранная исследователями, показывает, что наиболее распространенными причинами развода являются алкоголизм, неуравновешенность характера, неверность или создание другой семьи. Бросается в глаза, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода является женщина.

Что касается ранних браков, то они менее жизнеспособны, чем обычные браки. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, увеличением числа вынужденных браков по причине беременности и родов. Созданию неполных семей также способствует непропорционально высокий рост смертности мужчин трудоспособного возраста от неестественных причин (отравления, несчастные случаи на производстве, военная служба и т.д.), наблюдаемый в последнее десятилетие.

В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространенностью добрачных половых связей, недостаточной подготовкой молодежи к браку, завышенными требованиями к супругу, растет число внебрачных детей.

В настоящее время, помимо вышеперечисленного, спектр неполных семей дополняется практикой усыновления ребенка одинокой матерью и установления опеки или попечительства в случаях сиротства.

Неполные семьи стали настолько обычным явлением, что психологи и социологи теперь стараются избегать оскорбительного термина «неполная семья» и заменяют его политкорректным термином «нетрадиционная» или «нестандартная».

Сегодня матери, воспитывающие детей без отца, стали чем-то вроде социальной нормы. Возможно, из-за своей новизны термин «матери-одиночки» в разных странах воспринимается неоднозначно. В Великобритании, например, как и в нашей стране, его применяют к той категории женщин, которые никогда не выходили замуж, родили ребенка и воспитывают его в одиночку.

В то же время, помимо понятия «мать-одиночка», к которому относятся женщины, никогда не выходившие замуж и воспитывающие ребенка в одиночку, существуют и такие неполные семьи, где дети живут без обоих родителей — с дедушками, бабушками и другими родственниками. Последняя ситуация, как правило, еще более неблагоприятна для детей. Это связано с полным распадом прежней родительской семьи (смерть обоих родителей, их развод, а затем смерть матери), либо с лишением родительских прав одинокого родителя, либо с тем, что одинокие матери или отцы не хотят воспитывать своих детей и оставляют их родителям.

Проблема неполной семьи в том, что ребенок в ней часто соответствует только одной роли родителя — либо только карающей, либо только поощряющей. Поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать отношения между мужчиной и женщиной, они вырастают без целостной модели этих отношений. В будущем им будет проблематичнее строить свои собственные отношения.

Возможности воспитания детей в неполной семье ограничены: Трудно контролировать и надзирать за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности узнать о различных семейных отношениях и приводит к однобокому психическому развитию. Это связано с отсутствием у взрослых образцов сексуального поведения, которым можно было бы подражать в будущем. На примере авторитетного отца как ролевой модели у мальчиков формируется мужская самоидентификация. Общение девочек с отцом помогает сформировать образ мужчины.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Симптомы психических расстройств у детей
  2. Современная психология и её место в системе наук
  3. Направленность и мотивы деятельности личности — Общая характеристика мотивационной сферы человека
  4. Межличностные отношения детей в разновозрастной группе детского сада
  5. Основные социально-психологические свойства личности — Общее понятие и структура личности
  6. Методика диагностики страхов детей
  7. Связь мышления, внимания и воображения
  8. Зависимости состояния человека и его психических процессов
  9. Роль эмоций в творческом процессе
  10. Развитие мышления и интеллекта в психологии

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник https://lfirmal.com/osobennosti-obraza-muzhchiny-u-podrostkov-iz-nepolnyh-semey/